СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР МБОУ СОШ №2 им.С.Газдарова с.Чикола Ф.Х.Цориева ________________ УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №2 им.С.Газдарова с.Чикола З.В.Дедегкаева __________________ Пр.№37 от01.09.2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 10 КЛАССА МБОУ СОШ №2 им.С.Газдарова с.Чикола на 2022- 2023 учебный год Преподаватель: Гуев Урузмаг Маирбекович с.Чикола Пояснительная записка Рабочая программа по Всеобщей истории в 10 общеобразовательном классе базовый уровень составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня. Авторы: В.И Уколов, А.В. Ревякин, М.Л. Несмелова. Всеобщая история. С Древнейших времѐн до конца XIX в. 10 класс, Сборник: Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 10- 11 классы – М. «Просвещение» 2007г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 24 часа в год. Учебник: Всеобщая история: с древнейших времѐн до конца XIX века:Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений базовый и профил. уровни/ В.И. Уколова, А.В. Ревякина; под ред. А.О. Чубарьяна. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2007. УМК учителя: Всеобщая история: с древнейших времѐн до конца XIX века:Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений базовый и профил. уровни/ В.И. Уколова, А.В. Ревякина; под ред. А.О. Чубарьяна. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2007. УМК обучающегося: Всеобщая история: с древнейших времѐн до конца XIX века:Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений базовый и профил. уровни/В.И. Уколова, А.В. Ревякина; под ред. А.О. Чубарьяна. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2007. Цель курса: дать учащимся целостное интегрированное представление о всеобщей истории, на этой основе выработать у них способность самостоятельно анализировать особенности исторического развития и современной ситуации, сформировать у учащихся гражданскую позицию. Задачи: 1. дать комплекс знаний об истоках, развитии, специфике отдельных периодов истории и цивилизаций, их роли в становлении современного мира; 2. помочь учащемуся выработать историческое мышление — подход к общественным явлениям в их становлении и развитии, в определенном историческом контексте и в связи с конкретным историческим опытом; 3. показать историю «с человеческим лицом», глубже раскрыть ее гуманитарные аспекты; 4. расширить представления учащихся о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических знаний, выработать критический подход к ним; 5. способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа; 6. помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, научить быть открытыми опыту других народов, цивилизаций, способствовать усвоению ими демократических ценностей и выработке у учащихся толерантности. В результате освоения данного курса учащиеся должны знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории человечества, уметь дать оценку их места в историческом процессе и основных достижений, вошедших в сокровищницу мировой истории и культуры; понимать взаимосвязь и обусловленность исторических явлений, специфику разных форм исторического и социального детерминизма; учитывать «мировой контекст» исторических феноменов и процессов; анализировать роль человеческого фактора в истории; уметь определять позиции и мотивы действий участников исторических процессов; на базе исторических знаний выработать навыки социальной ориентации в условиях динамичных перемен современности. Учащиеся должны овладеть ключевыми умениями; 1. определять и объяснять понятия; 2. уметь выделять главную мысль, идею в рассказе учителя, письменном тексте, документе; 3. рассматривать общественные явления в развитии; 4. анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний, решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта; 5. определять свою личную точку зрения, уметь еѐ формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения; 6. обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, уметь участвовать в групповых формах работы; 7. уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности; 8. определять цели своей деятельности и уметь представлять еѐ результаты; 9. осуществлять самоконтроль и самооценку. Овладеть компетенциями: 1. Информационно-поисковой. 2. Учебно-познавательной. 3. Коммуникативной. 4. Рефлексивной. 5. Смыслопоисковой. Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентаций учениками продвинутого уровня, заполнение таблиц, схем, написание сообщений и рефератов. Критерии оценивания различных видов работ. Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объѐме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, \ выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто. Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно - ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Ожидаемые результаты: □ Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся. □ Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации. □ Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения. □ Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей. □ Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе. Основные методы работы на уроке: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная. Тематическое планирование по Всеобщей истории № Раздел Тема урока Кол-во часов Задание на дом § Дата проведения План Первобытность 1 Предыстория. 1 Древний мир 3 2 Особенности государств Древнего Востока. 1 2-3 3 Древняя Греция. 1 4-5 4 Древний Рим. 1 6-7 Средневековье 5 1 5 Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы. 1 8 1 6 Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира. 9 1 7 Византийское Средневековье. 1 10 8 Исламский мир в Средние века. 1 11 9 Индия, Китай и Япония в Средние века. 1 12-13 Возрождение 1 Возрождение как культурно-историческая эпоха. 1 Новое время 13 10 14 Факт Экономика и общество 3 11 Возникновение мирового рынка. 1 15 12 Общество и экономика «старого порядка». 1 16 13 Промышленная революция. Индустриальное общество. 1 17-18 Духовная жизнь общества 3 14 Религия и церковь в начале Нового времени. 1 19 15 Наука и общественно-политическая мысль. 1 20 16 Художественная культура. 1 21 Политические отношения 4 17 Государство на Западе и Востоке. 1 22 18 Английские революции XVII в. 1 23-24 19 Французская революция конца XVIII в. 1 23-24 20 Становление либеральной демократии. 1 25 Международные отношения 3 21 Встреча миров: Запад и Восток в Новое время. 1 26 22 Европейское равновесие. XVII— XVIII вв. 1 27 23 Конфликты и противоречия. XIX в. 1 28 24 Итоговый урок. 1