К юбилею школы №2

08.11.2022

фото_директор.jpgДиректор школы – должность непростая, На нем лежит ответственность большая.

Но он сомненьям шанса не дает, Корабль школьный он уверенно ведет!

Когда-то молодая, волевая девочка решила стать учительницей. И она осуществила свою мечту, успешно окончив Чиколинскую среднюю школу №1, а затем филологический факультет СОГУ г. Владикавказ. Стала не только учительницей, но педагогом с большой буквы, всю себя посвятившим делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

Прошло с тех пор немало времени, тогдашняя целеустремленная девушка уже десятки лет является директором школы, определяющей стратегию развития образовательного учреждения. Стоя у штурвала школьного

«корабля», она уверенно ведет его по выбранному пути в страну знаний. Героиня моего повествования - наша современница, уважаемая на селе и в районе женщина, большая общественница, мать большого семейства, любящая бабушка, хорошая соседка, односельчанка. Так еще можно

продолжать перечень лучших качеств человека, говоря о главном человеке в школе. Учительское - директорское поприще на протяжении полувека для нее стало не просто работой, а поистине великим служением благородному делу - воспитанию новых поколений. Сотни выпускников, где бы

они не находились, всегда с благоговением произносят ее имя - любимого учителя и бессменного в течение многих лет директора общеобразовательного учреждения. И это неспроста. Ей за все эти годы удалось сделать немалое для достижения поставленных перед учебным заведением

целей по улучшению благосостояния и престижа школы.

Безусловно – не бывает так, чтобы в масштабе одной школы

все учащиеся были отличниками или хорошистами. Не исключение и школа, возглавляемая героиней моего повествования, но одно то, что в школе из числа учащихся никогда не бывает хулиганов, наркоманов, нарушителей правопорядка или ребят стоящих на учете ПДН ОВД района, уже значит очень многое.

Отрадно также отметить, что за последние два года на базе

обычной сельской школы создан учебный комплекс, работа которого нацелена, как и прежде, на выпуск в большую жизнь отличающихся крепкими знаниями учеников – золотых и серебряных медалистов, хорошистов, воспитанных на лучших осетинских обычаях и традициях ребят. В том, что за короткий промежуток времени созданы все условия для плодотворного учебного процесса, немалая заслуга районного руководства, но есть большая доля труда и преподавательского состава во главе с директором школы. Ведь, кому еще, как не

ему со своими коллегами знать, какие изменения нужно внести в проект реконструкции старой школы, взвешивать и обдумывать, вносить свои предложения в каждый шаг долгожданного капитального ремонта.

Уважаемые читатели нашей газеты, наверное, уже догадались,

о ком идет речь в данной статье. Да и пора уже приоткрыть завесу.

Это - Зинаида Васильевна Дедегкаева, чье имя на протяжении

многих лет связано с одной из лучших средне - образователь-

ных школ Ирафского района – с Чиколинской СОШ №2, где она работает более 50 лет, сначала учительницей русского языка и литературы, а затем и ее директором.

50 лет…. Полвека! Это годы неустанного труда и большой ответственности за все, что происходит в этом учебном заведении. А ведь не всегда все бывает ладно там, где учатся по несколько сотен детей разного возраста и воспитания, с разными характерами, жизненными взглядами. Но Зинаида Васильевна, до мозга костей влюбленный в свою профессию

педагог, никогда не опускала руки перед трудностями, а, наоборот – во все времена упорно и скала выход из любой создавшейся ситуации, опираясь на свой сплоченный и трудоспособный коллектив. А такая организация рабочего процесса, кропотливый труд, полная самоотдача работе,

помогала не только добиваться успехов педагогам, но помогала и детям в получении необходимых знаний в подготовке устойчивой базы, а потом их успешной реализации в будущем. Ведя такую учебно-воспитательную работу,

педагогический состав школы, теперь уже с недавних пор МБОУ СОШ №2, под руководством З.В. Дедегкаевой воспитал и вырастил не одно поколение будущих учителей, воспитателей, врачей, руководителей различных уровней, передовых работников в сфере народного хозяйства, культуры, спорта и т.д. Школа же для педагогов стала их жизнью, радостью, а учительство - призванием каждого из них. Об этом, и о многом другом нам поведала

в беседе сама З. В. Дедегкаева: - В 1970-ом году, после окон-

чания филологического факультета СОГУ, я была направлена

учительницей в ЧСШ №1, а, проработав там год, была назначена организатором по учебно-воспитательной работе. А с самого открытия Чиколинской СОШ №2, с 1972 года, и по сей день, я работаю здесь. Юбилей школы, который мы будем отмечать скоро, для меня значит очень многое, потому что я работаю здесь с самого открытия школы. За все эти годы она стала мне родной, самым близким и святым местом после моего семейного очага. Оглядываясь назад, скажу, что

за весь этот период в моей жизни было очень много интересных моментов. Работу свою учительскую я полюбила очень. Любила преподавать. А самым главным в моей жизни было то, что я любила детей. И эту любовь, можно сказать, я пронесла через всю жизнь.

Полвека в школе это много. И не бывает в школе так, что все

идет гладко. Но мы, педагоги, старались всегда идти в ногу со

временем. В период моей работы нами было дано много открытых уроков. И всегда наша работа оценивалась по достоинству. Ну а потом, в 1987 году, меня назначили директором школы. С тех пор прошло 35 лет. В полвека моей

работы в школе входят и эти 35 лет директорской работы. Не скажу, что все всегда легко давалось, но для того, чтобы человек почувствовал какое-то удовлетворение от работы, надо ее любить. А я ее люблю. Мне все всегда было интересно в работе. Интересно, когда внедряется что-то новое в школе. И, как я писала в газете тоже, - очень интересными в нашей работе были 12 лет нашей экспериментальной работы.

Много у меня было в школе учителей - энтузиастов. К большому сожалению, многих из них с нами уже нет, царство им небесное. Но тот опыт, который они оставили после себя, их работа в метод объединениях, их открытые уроки не забываются, всегда проходят перед глазами.

В своей работе я всегда много внимания отводила самообразованию. В самом начале директорской работы я посетила немало специальных курсов повышения квалификации. Была на базе 38 школы. Когда ввели ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), мы целый год занимались, можно сказать, обучением. Этот ФГОС не раз менялся. И сейчас продолжает внедряться и изменяться.

Очень интересна наша работа в плане совершенствования человека. Но я бы не сказала, что все это стало бы возможным без коллектива работоспособного. Хочу такой сайт

Потенциал коллектива был всегда, он и есть сейчас. Любое дело, которое мы получаем, всегда стараемся выполнять на должном уровне.

Очень часто образы учителей, кого уже нет, проходят перед глазами. Вспоминаю такие моменты, когда выходишь с их урока настолько удовлетворенным, что тебе кажется, что в жизни ничего интереснее нет. Хочу вспомнить Хулимат Тазеевну Боллоеву. Она всегда приходила на помощь нам. Она никогда не отказалась от каких-либо поручений, всегда интеллигентная, эрудированная.

Для меня она лично была символом осетинской женщины. Очень такая она гибкая, покладистая была. И среди других учителей тоже, казалось бы, иногда, смотришь и ты не знаешь своего учителя. Думаешь, этот учитель, может быть, даже и уроки то не проводит так, как надо. И вдруг ты ее на уроке раскрываешь совсем другой. Такой для меня была и стала Лема Дзекоевна Будтуева – Дедегкаева. Ее уроки осетинского языка были экскурсом, даже в какой-то степени, в историю и традиции нашего народа. И необычайная какая-то ее компетентность, знание тематического материала, умение дойти до каждого ученика, привлечь его внимание на какой-то такой спокойной тональности не забываются. У меня к ней никогда не было замечаний.

Можно вспомнить и других учителей. Это - Баца Хушиновна

Гацалова, пусть она еще живет много, много лет. Но что хочу

сказать. У каждого учителя был свой почерк. Но цель у них была одна - отдать как можно больше детям. Такая была и Баца Хушиновна. Строга, когда надо, но в то же время и добра. И за это любили ее дети. Бывали моменты, когда она с детьми обращалась как бабушка. Никогда не было такого, чтобы она на урок пришла неподготовленной. Детям на уроках у нее бывало интересно. Родители ей всегда были благодарны. Она учила детей не просто учиться, она научила их тому, как правильно жить. Цаголова Хадизат Татарканов-

на. Она тоже была учительницей истории в нашей школе. Мне иногда перед ней становилось даже стыдно, она для меня настолько возвеличена была. Это необыкновенно собранный человек и по жизни, и на работе. Она даже больная приходила на уроки. Она не могла себе позволить пропустить хоть один урок. И дети всегда знали ее предмет очень хорошо. Многие пошли из учеников по ее стопам. Одна из них - Галина Сергеевна Бекмурзова, и еще многие другие.

Если говорить отдельно о каждом учителе, нам времени не хватит, потому что, если бы ни они, такие учителя, я бы здесь столько не удержалась. Но одно дело – ты хочешь зажечь людей, другое дело – есть, кого зажечь.

А таких работников - учителей у нас было не мало. За любой семинар, который нам предлагался, мы брались от души и проводили на должном уровне. А опыт работы нашего метод объединения начальных классов был даже во всем районном масштабе. Руководителем объединения в то время была Белла Дзамболатовна Цориева.

Начальные классы, это у нас особый разговор. Это фундамент нашего «здания». У нас нет на этой ступени сильных и слабых учителей. У нас есть энтузиасты, и есть те, которые за ними идут.

Это очень важно. Это было и есть. Не было такого учебного года, чтобы они не занимались распространением опыта. Мы проводим конференции, у нас есть методическая тема. Мы работаем над тем, как совершенствовать учебный процесс, используя деятельный подход к учащимся, работы на у роках с использованием информационных технологий.

А самое главное то, что коллектив у нас эрудированный, работоспособный, сплоченный и интересно с ними работать. Любое дело нас зажигает. Конечно, мы и усилия прилагаем. Без этого ничего нет. Я сторонница коллегиального метода работы. Собрались, поговорили, обсудили. Ну, и, когда надо, лишний раз потребовать. И иногда строго даже. Стараюсь никого не наказывать,  но воздействовать на человека психологически, не унизив его, не обидев его. У нас совсем неплохо поставлено стимулирование учителей - лучшие получают стимулирующие выплаты. Много наград у учителей районного, республиканского, федерального масштаба. То есть, мы их стимулируем в работе. Спасибо нашей администрации, которая очень часто и по праздникам обязательно отмечает лучших работников школы.

На данном этапе какая у нас цель? У нас есть Точка роста. Руководитель – Баликоева Фатима Рамазановна. Я бы сказала, что это очень ответственный человек. Дети туда ходят с большим интересом. Многому она учит своих детей. Кстати, и руководителем кадетского класса тоже является она. Вот какое мероприятие у нас было, когда наши кадеты принимали присягу, даже от этого было видно, насколько ответственно она подошла к нему.

Сколько было проведено под ее руководством мероприятий, все только на хорошем уровне. Мы корректируем работу. Кадетский класс это для нас новое дело. Но мы уверены в том, что мы этому рады, что у нас все получится. Без таких начинаний неинтересно в школе работать.

Нет и прогресса. Мы никогда не старались, это я еще и отмечала, чтобы школа просто функционировала. Нет, она должна развиваться. И мы стараемся, чтобы у нас все получалось,  особенно, когда нам что-то поручают.

У нас хорошо налажена работа по шахматам, педагоги дополнительного образования, ЦДО, тоже приходят к нам на кружки. Есть у нас и театральный кружок под руководством Джульетты Тотурбековны Аркаевой. Мы внесены в Российский список театральных коллективов. Занимается  у нас хоровой кружок. У нас есть новая единица – офицер – воспитатель кадетов Георгий Золоев, руководитель по танцам, т.е. - детям у нас хорошо и интересно. Но и в тоже время я благодарна нашей администрации и министерству образования нашему, которые сделали возможным, чтобы наши дети питались. Это тоже большое подспорье для нас, и мы не можем быть неблагодарны. Это все хорошо и создает условие для всестороннего формирования личностей детей. И это у нас

главное - формировать человека будущего. Это значит, что он должен быть патриотом, он должен Отчизну любить. А все это начинается с любви к малой родине, даже к семье, и идет дальше.

Ведется у нас работа по патриотическому воспитанию молодежи. Есть у нас зал военно-патриотический. Нашей гордостью является 295 стрелковая дивизия, которая начинала свое действо в Ахсарисаре. Заведующим и главнокомандующим был Алихан Макоев. И дошли они до Берлина. У нас имеются фотографии членов этой дивизии. К нам даже из Москвы приезжали,  землю

брали. Школа там есть имени 295 стрелковой дивизии. Из Кабарды, села Малка, к нам тоже приезжали, и нас к себе пригласили. Патриотический зал пополняется и другими экспонатами. У нас есть материал по братьям Дедегкаевым. Есть у нас галерея участников Бессмертного полка, собираем материалы.

Есть материал о героях афганцах, которые принимали участие в этих боях. Для нас даже важно и то, что зал у нас просто открытый, но дети там ничего не трогают.

Есть в зале электрифицированная карта. Мы ее храним как зеницу ока, отреставрировали ее. Зал постепенно пополняется и другими экспонатами. Многие годы наша школа шефствует над Братской могилой на въезде в Чиколу. 50 лет мы ее приводим в порядок. Это тоже один из моментов патриотического воспитания, даже может быть самый важный и главный. Мы всегда помогаем нашим пенсионерам там, где это нужно. Не только когда они к нам обращаются, но, когда дети об этом узнают, что нужна им помощь, они всегда рады помочь.

Наши дети постоянные члены районного клуба «Брейн - ринг», часто они занимают почетные места. А Баликоев Сослан был участником проекта «Большая перемена». Он в этом году окончил школу, но свою заинтересованность передал своему брату Руслану, тоже нашему ученику, и теперь он участник этого Всероссийского проекта. Он тоже, как старший брат, будет выезжать в Москву. Конечно, все, что было сказано мною сегодня, это лишь мизер о деятельности нашей школы.

Но и в дальнейшем будем надеяться, что и молодое поколение учителей – педагогов пронесут с честью все то хорошее, что было достигнуто, и приумножат их в дальнейшем. Есть на это большая надежда.

Конечно, скромность украшает человека, а потому Зинаида Васильевна не сказала о том, что она за добросовестный труд награждена многими Почетными грамотами, знаками, Благодарственными письмами Министерства образования РСО-А, управления образования района.

Удостоена звания Заслуженного учителя РФ и РСО-Алания. А за многолетний плодотворный труд награждена медалью «Ветеран педагогического труда». Но самой главной наградой для Зинаиды Васильевны всегда и во все времена остается признание, уважение и любовь ее учеников, родителей, всех тех, кто ее знает, как хорошего человека, посвятившего всю себя делу обучения и воспитания молодого поколения. Спасибо Вам, Зинаида Васильевна за доброе и щедрое сердце! За Ваш неустанный и благородный труд! Здоровья крепкого, долгих лет жизни, много радостных и светлых дней!


Р. ЧИХТИСОВА

На снимке: директор

МБОУ СОШ №2 с.Чикола

З. В. ДЕДЕГКАЕВА

Просмотров всего: , сегодня:

8 ноября 2022 г..pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 25.11.2022

Дата обновления: 25.11.2022

Дата публикации: 08.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».