Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной ООПН и ООО в МКОУ СОШ 2 с Чикола РСО-Алания

образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями
аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и
тенденции развития системы образования разного уровня.
1.7. Основные задачи новой технологии оценивания образовательных достижений:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть
насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий,
контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным
контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое
здоровье детей.
1.8 Итоговая оценка результатов освоения АООП НОО и АООП ООО определяется
по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ЗПР.
1.9. В соответствии с требованиями ФГОС или АООП представление и
использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур
итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо представление и
использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о
достигаемых обучающимися образовательных результатов (ценностные ориентации
обучающегося, индивидуальные личные характеристики, и другие личностные
результаты).
1.10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО и
АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования,
позволяющей вести оценку достижения обучающихся:
- с задержкой психического развития (далее – ЗПР) оценку личностных
(индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции),
метапредметных (УУД) и предметных результатов освоения обучающимися АООП НОО,
а так же результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО.
- с умственной отсталостью (далее – УО) оценку личностных (комплекс социально
(жизненных) компетенций) и предметных (минимальный и достаточный уровень развития
базовых учебных действий (БУД)) результатов освоения АООП НОО И АООП ООО.
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (далее – ТМНР) результативность обучения каждого обучающегося
оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей.
1.11 Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию оценки достижения планируемых результатов, а так же к представлению
и интерпретации результатов измерения. Одним из уровней уровневого подхода является
оценка индивидуальных образовательных достижений (портфолио).
1.12. Главным средством накопления информации об образовательных результатах
обучающихся является официальный классный журнал и портфель достижений
(портфолио).
1.13. Условия и границы применения системы оценки:
- постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Все
положения системы оценивания имеют «минимум первого этапа», «минимум второго
этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и
возможностям учителя),
- понимание, что система оценки результатов не даѐтся в законченном и неизменном
виде, она может развиваться, по ходу еѐ внедрения, могут ставиться новые вопросы,
проблемы, и, которые потребуют поиска ответов и решений, для внесения корректировки.

- необходимо научить обучающихся с ЗПР (по варианту 7.1.) способам
самооценивания и фиксации своих результатов,
- ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Нельзя
допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников
возможными плохими отметками и т. п.
- обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее
большинство образовательных результатов конкретного ученика сравнивается только с
его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У
каждого есть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп
освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Ученик на контрольных работах
выбирает только необходимый ему уровень заданий. Личностные результаты
фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом.
2. Система оценки образовательных результатов
2.1. Система оценивания достижения планируемых результатов разработана на
основе «Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)».
2.2. Технология оценивания (далее ТО) – это технология действия в ситуациях
оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев:
«что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по
каким критериям оценивать» (в приложении указан «Алгоритм действий» или «Порядок
введения правил»).
2.3. Правила технологии оценивания образовательных достижений и этапы
введения правил. Время перехода от одного этапа к другому определяет сам учитель.
Этап I. 1-й класс или начальный уровень использования системы оценки
(минимум первого этапа)
Вводятся только те правила, которые являются минимальным составляющим основы
технологии, а именно:
1-е правило (различение оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают
различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. Оценивается
любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение
полноценной задачи, т.е. по использованию знаний. В 1-м классе вместо отметок
используется только положительная и не разделяемая по уровням, фиксация
образовательных достижений.
Оценка
Отметка
Это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а
вот здесь неточно, потому что…»). Можно оценивать любое действие ученика (а
особенно успешное): удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на
репродуктивный вопрос и т.д.
Это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой
балл в любой шкале, любые цветовые и другие обозначения). Ставится только за решение
продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания,
осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию
знаний), получал и представлял результат.
2-е правило (самооценка) – распространяется только для обучающийся (по
варианту 7.1.) с ЗПР. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге
(внешняя оценка +самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму,
сначала без разделения на уровни успешности. Оценку определяют учитель и ученик
сообща. За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет
право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм
самооценивания), что она завышена или занижена. Для реализации этого правила ученик
должен освоить порядок действий по самооценке.

3-е правило (одна задача - одна отметка). За каждую учебную задачу или группу
заданий, задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная
отметка. Если ребенок активно работал в течении всего урока фронтально, но не выполняя
определенного задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает
самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не
продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.
4-е правило («Таблицы образовательных результатов» и «Портфель
достижений»). Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных
результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
«Таблица предметных результатов»
Отметки выставляются в таблицу предметных результатов (рабочий журнал учителя,
дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе
решения конкретной задачи. На данном этапе учитель начинает работать с таблицей
образовательных результатов пока без учеников. Таблицы предметных результатов –
составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы образовательных результатов не являются официальным документом, они
необходимы для фиксации (текущих отметок) и хранения информации о динамике
развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.
В официальный журнал выставляются только отметки за проверочные
(контрольные) работы за четверть (полугодие, год). Можно выставить все отметки за
письменную работу: одну на текущее число, а другие на ближайшие пройденные уроки по
этой же теме.
«Портфель достижений ученика»
«Портфель достижений ученика» (далее – Портфолио) – это сборник работ и
результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных
областях (учѐба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также
самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому
определять цели своего дальнейшего развития. «Портфель достижений» включѐн как
обязательный компонент определения итоговой оценки в ООП НОО и ООП ООО. Таким
образом, всем педагогам необходимо научить своих учеников вести портфель своих
достижений.
«Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач:
-сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все
четыре года начальной школы.
-сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его
достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы предметных
результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию
только о конечном результате решения;
-развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих
действий, ставить цель, планировать и организовывать еѐ достижение, самостоятельно
оценивать результат;
-подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы
«Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс
ученика через сравнение исходных и конечных результатов.
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен, прежде
всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую
обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку
пополнения «Портфолио» основным набором материалов и их оцениванию по
качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично»,
«превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).
Этапа II. 2-й класс и в любом следующем классе (минимум второго этапа)

Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы образовательных результатов).
Не только учитель, но и дети с ЗПР учатся определять, какое умение потребовалось в ходе
решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за
задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на
других уроках).
Таблицы образовательных результатов:
- для обучающихся с задержкой психического развития – вариант 7.1.
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать
полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных)
компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты
освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения
программы коррекционной работы.
Таблицы предметных результатов. После проведения проверочной или
контрольной работы учитель выставляет отметки по 5-балльной шкале (сопоставляя с
уровнем успешности и объемом выполненных работ). Эти данные используются для
отслеживания того, как каждый ученик справляется с программными требованиями
(насколько он успешен).
Таблицы метапредметных результатов8 (УУД). Учителя предметники на
педагогическом консилиуме заполняют «Карту наблюдений» по методике Э.М.
Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.).
Таблицы личностных неперсонифицированных результатов9 по классу.
Заполняет педагог-психолог или классный руководитель на основании диагностического
обследования детей (с письменного согласия родителей). Используя определенный
инструментарий, например «Методика самооценки и уровня притязаний ДембоРубинштейн», «Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной
мотивации Н.Г. Лускановой, «Методика изучения мотивации обучения школьников при
переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение
учебной мотивации») и другие.
Таблицы по результатам коррекционно-развивающей области АООП11.
Заполняют специалисты, входящие в психолого-педагогический консилиум (далее - ППК):
педагог-психолог, учитель логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог и другие.
Результаты
освоения
программы
коррекционной
работы
отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах. Требования к результатам освоения программы
коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с
ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными
потребностями.
- для обучающихся с задержкой психического развития - вариант 7.2.
Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР представляют
собой систему обобщѐнных личностно-ориентированных целей образования,
допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и
выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и
оценке.
Таблицы предметных результатов. Предметные результаты освоения АООП
НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения.
Таблицы метапредметных результатов8. Метапредметные результаты
освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие

овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и
межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и
готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
Таблицы личностных неперсонифицированных результатов9 по классу.
Таблицы по результатам коррекционно-развивающей области АООП11.
Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
- для обучающихся с легкой умственной отсталостью – вариант 1
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент
завершения образования. В структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Таблицы личностных неперсонифицированных результатов9 по классу (группе).
Таблицы по результатам коррекционно-развивающей области АООП11.
Заполняют специалисты входящие в психолого-педагогический консилиум (далее - ППК):
педагог-психолог, учитель логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог и другие.
Таблицы предметных результатов. Предметные результаты обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный
и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В
том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) можно перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на АООП.
- для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью –
вариант 2
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
- Таблица «Описание возможных результатов обучения»
Результаты заносятся в таблицы в определенные периоды:
- обязательно (минимум) за метапредметные 2 раза в год и личностные 1 раз в год, за
предметные проверочные работы контрольные работы (согласно графику) каждую
четверть; результаты коррекционно-развивающей области АООП (согласно отчетному
периоду).
- по желанию обучающихся и возможности учителя (максимум) за любые текущие
задания (письменные или устные) на уроке.

Этап III. 3-й класс и в другом классе (минимакс)
Вводится 5-е правило (право отказа и право пересдачи) . Не распространяется на
обучающихся с умственной отсталостью. За задачи, решенные при изучении новой темы,
отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и
знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной
(контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый
должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться
от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз). Обучающиеся
привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет,
пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять
тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.
При реализации данного правила контролируется действия двух видов:
- действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос,
проверка домашнего задания, участие обучающихся в открытии новых знаний и т.д.)
- действия при тематическом и итоговом контроле. Тематический контроль – это
письменные проверочные работы по итогам небольшой темы. Итоговый контроль – это
письменные контрольные работы по итогам группы тем (разделов).
6-е правило (критерии отметки и уровни успешности) . Не распространяется на
обучающихся с умственной отсталостью. Отметка ученика определяется по
универсальной шкале уровней успешности.
7-е правило (определение итоговой оценки и отметки). Не распространяется на
обучающихся с умственной отсталостью. Ученики с ЗПР еще не участвуют в применении
этого правила, но оно может быть им разъяснено.
Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не
просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный блок тем (модуль),
который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в
характеристике продемонстрированного учеником с ЗПР на данном отрезке времени
уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных
достижений (обученности). Она высчитывается как среднеарифметическое текущих
отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные
и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. При выставлении итоговой
отметки в первую очередь ориентируются на результаты проверочных (контрольных)
работ.
Итоговая отметка за год выставляется по результатам промежуточной аттестации
(экзаменах) или выпускным контрольным работам обучающихся с ЗПР.
Этап IV. 4-й класс и в другом классе (максимум)
Мы даем возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку,
высчитывать свою итоговую отметку. Все это, позволит не только развить у учеников
умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях
«предъявление себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Заметно возрастет
сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.
Не распространяется на обучающихся с умственной отсталостью.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».