образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденции развития системы образования разного уровня. 1.7. Основные задачи новой технологии оценивания образовательных достижений: – определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования; – развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; – мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. 1.8 Итоговая оценка результатов освоения АООП НОО и АООП ООО определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ЗПР. 1.9. В соответствии с требованиями ФГОС или АООП представление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо представление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатов (ценностные ориентации обучающегося, индивидуальные личные характеристики, и другие личностные результаты). 1.10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО и АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющей вести оценку достижения обучающихся: - с задержкой психического развития (далее – ЗПР) оценку личностных (индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции), метапредметных (УУД) и предметных результатов освоения обучающимися АООП НОО, а так же результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО. - с умственной отсталостью (далее – УО) оценку личностных (комплекс социально (жизненных) компетенций) и предметных (минимальный и достаточный уровень развития базовых учебных действий (БУД)) результатов освоения АООП НОО И АООП ООО. с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. 1.11 Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию оценки достижения планируемых результатов, а так же к представлению и интерпретации результатов измерения. Одним из уровней уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений (портфолио). 1.12. Главным средством накопления информации об образовательных результатах обучающихся является официальный классный журнал и портфель достижений (портфолио). 1.13. Условия и границы применения системы оценки: - постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Все положения системы оценивания имеют «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя), - понимание, что система оценки результатов не даѐтся в законченном и неизменном виде, она может развиваться, по ходу еѐ внедрения, могут ставиться новые вопросы, проблемы, и, которые потребуют поиска ответов и решений, для внесения корректировки. - необходимо научить обучающихся с ЗПР (по варианту 7.1.) способам самооценивания и фиксации своих результатов, - ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками и т. п. - обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика сравнивается только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого есть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Ученик на контрольных работах выбирает только необходимый ему уровень заданий. Личностные результаты фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. 2. Система оценки образовательных результатов 2.1. Система оценивания достижения планируемых результатов разработана на основе «Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)». 2.2. Технология оценивания (далее ТО) – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать» (в приложении указан «Алгоритм действий» или «Порядок введения правил»). 2.3. Правила технологии оценивания образовательных достижений и этапы введения правил. Время перехода от одного этапа к другому определяет сам учитель. Этап I. 1-й класс или начальный уровень использования системы оценки (минимум первого этапа) Вводятся только те правила, которые являются минимальным составляющим основы технологии, а именно: 1-е правило (различение оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний. В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не разделяемая по уровням, фиксация образовательных достижений. Оценка Отметка Это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Можно оценивать любое действие ученика (а особенно успешное): удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые цветовые и другие обозначения). Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. 2-е правило (самооценка) – распространяется только для обучающийся (по варианту 7.1.) с ЗПР. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму, сначала без разделения на уровни успешности. Оценку определяют учитель и ученик сообща. За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке. 3-е правило (одна задача - одна отметка). За каждую учебную задачу или группу заданий, задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка. Если ребенок активно работал в течении всего урока фронтально, но не выполняя определенного задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи. 4-е правило («Таблицы образовательных результатов» и «Портфель достижений»). Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений». «Таблица предметных результатов» Отметки выставляются в таблицу предметных результатов (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи. На данном этапе учитель начинает работать с таблицей образовательных результатов пока без учеников. Таблицы предметных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы образовательных результатов не являются официальным документом, они необходимы для фиксации (текущих отметок) и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале. В официальный журнал выставляются только отметки за проверочные (контрольные) работы за четверть (полугодие, год). Можно выставить все отметки за письменную работу: одну на текущее число, а другие на ближайшие пройденные уроки по этой же теме. «Портфель достижений ученика» «Портфель достижений ученика» (далее – Портфолио) – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учѐба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. «Портфель достижений» включѐн как обязательный компонент определения итоговой оценки в ООП НОО и ООП ООО. Таким образом, всем педагогам необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений. «Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач: -сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. -сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы предметных результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения; -развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать еѐ достижение, самостоятельно оценивать результат; -подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен, прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения «Портфолио» основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7). Этапа II. 2-й класс и в любом следующем классе (минимум второго этапа) Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы образовательных результатов). Не только учитель, но и дети с ЗПР учатся определять, какое умение потребовалось в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на других уроках). Таблицы образовательных результатов: - для обучающихся с задержкой психического развития – вариант 7.1. Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Таблицы предметных результатов. После проведения проверочной или контрольной работы учитель выставляет отметки по 5-балльной шкале (сопоставляя с уровнем успешности и объемом выполненных работ). Эти данные используются для отслеживания того, как каждый ученик справляется с программными требованиями (насколько он успешен). Таблицы метапредметных результатов8 (УУД). Учителя предметники на педагогическом консилиуме заполняют «Карту наблюдений» по методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.). Таблицы личностных неперсонифицированных результатов9 по классу. Заполняет педагог-психолог или классный руководитель на основании диагностического обследования детей (с письменного согласия родителей). Используя определенный инструментарий, например «Методика самооценки и уровня притязаний ДембоРубинштейн», «Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой, «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации») и другие. Таблицы по результатам коррекционно-развивающей области АООП11. Заполняют специалисты, входящие в психолого-педагогический консилиум (далее - ППК): педагог-психолог, учитель логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог и другие. Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. - для обучающихся с задержкой психического развития - вариант 7.2. Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР представляют собой систему обобщѐнных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Таблицы предметных результатов. Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Таблицы метапредметных результатов8. Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. Таблицы личностных неперсонифицированных результатов9 по классу. Таблицы по результатам коррекционно-развивающей области АООП11. Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. - для обучающихся с легкой умственной отсталостью – вариант 1 Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Таблицы личностных неперсонифицированных результатов9 по классу (группе). Таблицы по результатам коррекционно-развивающей области АООП11. Заполняют специалисты входящие в психолого-педагогический консилиум (далее - ППК): педагог-психолог, учитель логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог и другие. Таблицы предметных результатов. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) можно перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП. - для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью – вариант 2 В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. - Таблица «Описание возможных результатов обучения» Результаты заносятся в таблицы в определенные периоды: - обязательно (минимум) за метапредметные 2 раза в год и личностные 1 раз в год, за предметные проверочные работы контрольные работы (согласно графику) каждую четверть; результаты коррекционно-развивающей области АООП (согласно отчетному периоду). - по желанию обучающихся и возможности учителя (максимум) за любые текущие задания (письменные или устные) на уроке. Этап III. 3-й класс и в другом классе (минимакс) Вводится 5-е правило (право отказа и право пересдачи) . Не распространяется на обучающихся с умственной отсталостью. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз). Обучающиеся привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент. При реализации данного правила контролируется действия двух видов: - действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос, проверка домашнего задания, участие обучающихся в открытии новых знаний и т.д.) - действия при тематическом и итоговом контроле. Тематический контроль – это письменные проверочные работы по итогам небольшой темы. Итоговый контроль – это письменные контрольные работы по итогам группы тем (разделов). 6-е правило (критерии отметки и уровни успешности) . Не распространяется на обучающихся с умственной отсталостью. Отметка ученика определяется по универсальной шкале уровней успешности. 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки). Не распространяется на обучающихся с умственной отсталостью. Ученики с ЗПР еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный блок тем (модуль), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником с ЗПР на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений (обученности). Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. При выставлении итоговой отметки в первую очередь ориентируются на результаты проверочных (контрольных) работ. Итоговая отметка за год выставляется по результатам промежуточной аттестации (экзаменах) или выпускным контрольным работам обучающихся с ЗПР. Этап IV. 4-й класс и в другом классе (максимум) Мы даем возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку. Все это, позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявление себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения. Не распространяется на обучающихся с умственной отсталостью. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)