СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР МБОУ СОШ №2 им.С.Газдарова с.Чикола Ф.Х.Цориева ________________ УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №2 им.С.Газдарова с.Чикола З.В.Дедегкаева __________________ Пр.№37 от 01.09. 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ МБОУ СОШ №2 им.С.Газдарова с.Чикола на 2022- 2023 учебный год Преподаватель: Гуев Урузмаг Маирбекович с.Чикола Пояснительная записка Данная рабочая программа по обществознанию для 10 – 11 класса составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. 2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. 3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования. 4. Авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2018 год). 5. Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ СОШ № 2 им.С.Газдарова с.Чикола Ирафского района. 6. Учебного плана и календарного учебного графика МКОУ СОШ № 2 им.С.Газдарова с.Чикола Ирафского района на 2021 – 2022 учебный год. Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и учебников по обществознанию (базовый уровень) 10 и 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова. Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Опыт познавательной деятельности развивается с помощью познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Обучающиеся получают навыки работы с адаптированными источниками социальной информации. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к препода- ванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по учебному предмету должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, для поиска созидательных способов жизнедеятельности. Учебный предмет «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Школьник приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Содержание учебного предмета на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить: сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантно- сти, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации; понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий; сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук. Предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов: «Обществознание» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Обществознание» должны отражать: 1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10 – 11 классы Базовый уровень Человек. Человек в системе общественных отношений Что такое общество. Общество и природа. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Общество и культура. Общество как сложная и динамическая система. Социальные институты. Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Проблема общественного прогресса. Социальная сущность человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Социальные качества человека. Сознание, самосознание и самореализация. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Мотивация. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Многообразие и виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Сознание и деятельность. Познавательная и коммуникативная деятельность. Познаваемость мира и проблемы познания. Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Познание человеком самого себя. Самооценка. Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность. Единство свободы и ответственности личности. Свободное общество, открытое общество. Современное общество. Глобализация как явление современности. Антиглобализм. Современное информационное пространство и информационное общество. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. Глобальные проблемы и угрозы современному обществу. Глобальные экологические проблемы. Международный терроризм. Глобализация и ее последствия. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие современным вызовам. Общество как сложная динамическая система Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Экономика Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежнокредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России. Социальные отношения Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Политика Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России. Правовое регулирование общественных отношений Современные подходы к пониманию права. Функции и сущность права. Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Идеи и реальность в праве. Естественное и позитивное право, их взаимосвязь. Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Отрасли российского права. Институт права. Источники права. Характеристика основных источников (форм) права. Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативноправовой акт. Виды нормативных актов. Федеральные законы. Законы субъектов Российской Федерации. Подзаконный акт. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Правоотношения и правонарушения. Понятие правонарушение. Противоправность. Вина. Юридическая ответственность. Признаки правонарушения. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ. Кодекс об административных правонарушениях РФ. Предпосылки правомерного поведения. Правовое сознание. Структура правосознания. Уровни правосознания. Правовая идеология. Правовая культура общества. Функции правовой культуры. Правовой нигилизм. Правомерное поведение, его виды. Гражданин Российской Федерации. Гражданство РФ. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Гражданская дееспособность. Физические и юридические лица. Имущественные права. Личные неимущественные права. Авторское право. Наследование. Защита гражданских прав. Семейное право. Правовая связь членов семьи. Брак. Вступление и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Права ребенка. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Трудовой договор. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. Трудовая книжка. Экологическое право. Характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Экологическое законодательство. Процессуальные отрасли права. Процессуальное право. Судопроизводство. Гражданский процесс. Участники гражданского процесса. Стадии прохождения дела в суде. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Участники уголовного процесса. Судебное разбирательство и судебное следствие. Административная юрисдикция. Административное наказание. Презумпция невиновности. Конституционное судопроизводство. Конституция РФ. Конституционный суд и судьи. Принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства. Право на обращение в конституционный суд. Международная защита прав человека. Лига наций и ООН. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Комиссии и билли о правах человека. Комитет по правам человека. Европейская система защиты прав человека. ЕСПЧ. Международное право и смертная казнь. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Развитие механизмов международной защиты прав и свобод человека. Правовые основы антитеррористической политики российского государства. Правовая база противодействию терроризму в России. Ор- ганы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Человек в XXI веке. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Профессиональная ориентация современного человека. Человек и ценности современного общества. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (10 класс) № Глава / Тема К/ч 1 Введение 1 2 Глава I. Человек в обществе 18 3 Глава II. Общество как мир культуры 14 4 Глава III. Правовое регулирование общественных отношений 30 5 Обобщающий урок 1 5 Контрольная работа 4 Итого: 68 ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (11 класс) № 1 2 3 4 5 Глава / Тема Глава I. Экономическая жизнь общества Глава II. Социальная сфера Глава III. Политическая жизнь общества Урок-практикум и обобщающий урок Контрольная работа К/ч 26 17 17 4 4 Итого: 68 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Рабочая программа реализуется с помощью УМК: для учащихся: 1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015. 2. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2010. 3. Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Подготовка к ЕГЭ. – СПб.: Питер, 2012. 4. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10 – 11-й классы: справочные материалы. – М.: АСТ: Астрель, 2014. 5. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015. 6. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2010. 7. Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Подготовка к ЕГЭ. – СПб.: Питер, 2012. 8. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10 – 11-й классы: справочные материалы. – М.: АСТ: Астрель, 2014. 9. Котова О.А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2016. 10. Котова О.А. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Национальное образование, 2016. Дополнительных пособий для учителя: 1. Программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание» 6 – 11 классы в сборнике: Программы общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011 г. 2. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 – 11 классы. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (10-11кл., базовый уровень. Л.Н.Боголюбов и др.). 3. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; – М.: Просвещение, 2014 г. 4. Бегенеева Т.П. Обществознание. Поурочные разработки. Базовый уровень. 10класс. – М.: ВАКО, 2014. 5. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Ю.И. Аверьянов и др. – М.: Просвещение, 2014. 6. Лобанов И.А. ФГОС. Тематический контроль. Обществознание. 10 класс. – М.: Национальное образование, 2012. 7. Школьный словарь по обществознанию: 10 – 11 класса. / / (Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.); под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2011. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; – М.: Просвещение, 2015 г. 8. Бегенеева Т.П. Обществознание. Поурочные разработки. Базовый уровень. 10класс. – М.: ВАКО, 2014. 9. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 11класс. – М.: ВАКО, 2014. 10. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др.]. – М.: Просвещение, 2014. 11. Лобанов И.А. ФГОС. Тематический контроль. Обществознание. 11 класс. – М.: Национальное образование, 2012. 12. Школьный словарь по обществознанию: 10 – 11 класса. / / (Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.); под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2011. 13. Охредько О.Э. Обществознание. 11 класс: зачетная тетрадь / О.Э. Охредько. – М.: Аркти, Изд-во «Наша школа», 2014. 14. Сорокина Е. Н. Повторение и контроль знаний. Обществознание. 10 – 11 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Е.Н. Сорокина. – М.: Планета, 2015. 15. Котова О.А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2016. 1. 2. 3. 4. Оборудование: Компьютер Видеопроектор Демонстрационный экран для проектора Презентации по темам курс.