10 Класс Рабочая программа по Литературе 2022-23 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса составлена в соответствии с
программой к завершенной предметной линии учебников по литературе для 10 класса под редакцией
С.А. Зинина, В.И. Сахарова, тематическим планированием к учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова
«Литература.10 класс» под ред. Л.Н. Гороховской. – М.:ООО «Русское слово», 2017.
Учебный план для МБОУ СОШ №2 с.Чикола предусматривает обязательное изучение
литературы в 10 классе в объеме 3- часа в неделю, 105 часа в год.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие,
развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного
развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день
остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом»,
без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004)
особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров,
художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует
сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного
материала.
Изучение курса литературы в 10-11 классах завершает школьное литературное образование. На
завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные
произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся
произведения крупных жанров.
Учебники «Литература X1X века. 10 класс» (авторы В.И.Сахаров, С.А.Зинин) и «Русская литература
XX века. 11 класс» (авторы В.А.Чалмаев. С.А.Зинин) базируются на программе старших классов
С.А.Зинина и В.А.Чалмаева и завершают предметную вертикаль, выпущенную издательством «Русское
слово» («Литература. Программа 5-11 классы»).
Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы
и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных
взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные
связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных
явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи») Оптимальное
соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее
значительные явления того или иного историко-литературного периода.
Содержание курса литературы 10 класса наиболее полно и максимально объективно отражает
литературный процесс второй половины X 1 X века. В содержательном отношении данный курс
рассматривает, как заявлено в программе, «основные потоки русской литературы X I X - XX веков
как высокое патриотическое и гуманистическое единство, в основе которого лежит любовь к России и
человеку - главным и непререкаемым ценностям нашей культуры».
Литература первой половины X I X века представлена обзором творчества А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, что позволяет расширить и углубить материал, изученный в 9 классе.
Литературный процесс второй половины X I X века представлен достаточно широко:
творчеством А.Н. Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.С.Лескова,
Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.
Цели изучения литературы на ступени среднего (полного) общего образования заключаются в
следующем:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического

мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции исторической и
эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления,
эстетических способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и
письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего
представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретиколитературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
В целом представленная программа литературного образования адресована ученику современной
школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
Домашние задания являются примерными и могут подлежать корректировке в зависимости от
результата освоения обучающимися планируемого материала, но не нарушают требования САНПИНа.
Часов по программе – 105 часов.
Фактически (с учетом расписания) – 105

Основное содержание тем предмета «Литература»
Введение (1 час).
«Прекрасное начало…». К истории литературы 19 века.
Теория литературы: историко-литературный процесс, вечные темы русской классики.
Литература второй половины 19 века (2 часа).
Литература и журналистика 1860-1880-х годов. От «литературных мечтаний» к литературной
борьбе. Демократические тенденции в развитии русской литературы. Развитие реалистических
традиций.
Теория литературы: литературный процесс, литературная критика.
А.Н. Островский (9 часов).
А.Н. Островский. Драматург на все времена. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе
«Свои люди – сочтемся». Конфликт между властными и подневольными как основа социальнопсихологической проблематики пьесы. Своеобразие конфликта драмы «Гроза». Изображение
«затерянного мира»: город Калинов и его обитатели. Роль второстепенных и внесценических
персонажей. Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия
совести и ее разрешение в пьесе. Многозначность названия пьесы, символика деталей и
специфика жанра. «Гроза» в русской критике.
Теория литературы: внутренний конфликт, монолог, психологизм, антитеза, драма, социальнобытовая психологическая драма.
Развитие речи: Сочинение по творчеству А.Н. Островского.
И.А. Гончаров (8 часов).
И.А. Гончаров. История создания романа «Обломов». Быт и бытие Ильи Обломова. Внутренняя
противоречивость натуры героя, соотнесенность его с другими персонажами. Обломов и
Штольц. Что перевешивает в авторском взгляде на историю: правда Штольца или правда
Обломова? Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Обломов и Ольга
Ильинская. Обломов и его воплотившийся идеал: Агафья Пшеницына. Образ Захара в
характеристике «обломовщины». Роман в русской критике.

Теория литературы: психологический портрет, художественная деталь, роман, символизм.
Развитие речи: сочинение по творчеству И.А. Гончарова.
И.С. Тургенев (10 часов).
И.С. Тургенев. Отражение различных начал русской жизни в «Записках охотника». Внутренняя
красота и духовная мощь русского человека как центральная тема рассказов. Отражение в
романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской
интеллигенции как главный «нерв» повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и
нравственно-философские истоки. Споры Базарова и Павла Кирсанова. Базаров и его мнимые
последователи. Неизбежность расставания Базарова и Аркадия Кирсанова. Любовная линия и
ее место в общей проблематике романа. Философские итоги романа. Смысл названия. Русская
критика о романе и его герое. Стихотворение в прозе. Отражение русского национального
самосознания в тематике и образах стихотворений.
Теория литературы: очерк, портрет, пейзаж, полемический роман, принцип «тайной
психологии», пафос, стихотворение в прозе.
Развитие речи: сочинение по творчеству И.С. Тургенева.
Н.А. Некрасов (10 часов).
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Гражданские мотивы в
лирике поэта. Диалог двух мировоззрений в стихотворении «Поэт и Гражданин». Взгляды на
поэта и назначении поэзии в лирике Н.А. Некрасова. «Поэзия» и «проза» любовных отношений
в «панаевском цикле». Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Отражение в
поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив
правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета. Стихия народной
жизни и ее яркие представители в поэме. Карикатурные образы помещиков- «последышей».
Тема женской доли и образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Образ Гриши Добросклонова и
его идейно-композиционное звучание. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова.
Теория литературы: лирический герой, пафос, элегия, сатира, ода, уличная зарисовка,
лирическое повествование, поэма- эпопея, сказочный зачин, сарказм, притча, обрядовые песни,
народные причитания.
Развитие речи: сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.
Ф.И. Тютчев (4 часа).
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность.
Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в лирике
поэта. Драматизм звучания любовной лирики поэта: «»О, как убийственно мы любим…»,
«Последняя любовь», «Я встретил вас – и все былое…».
Теория литературы: интеллектуальная лирика, лирическая миниатюра, лирический сюжет,
звуковая организация.
А.А. Фет (5 часов).
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики. Яркость и осязаемость
пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике А.А. Фета. Красота и
поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета.
Теория литературы: теория «чистого искусства», мелодика стиха, литературная пародия,
лирическая исповедальность.
А.К. Толстой (5часов).
А.К. Толстой – человек и поэт. Жанрово-тематическое богатство творчества: многообразие
лирических мотивов. Особенности лирического героя. Романтический колорит интимной
лирики А.К. Толстого, отражение в ней идеальных устремлений художника. Обращение А.К
Толстого к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Теория литературы: лирический герой, лирический мотив, антитеза, оксюморон, историческая
песня, баллада.
М.Е. Салтыков-Щедрин (8часов).
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве писателя.
Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного
сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии,
рабского начала в человеке. Приемы сатирического воссоздания действительности в сказках.

«История одного города»: замысел, композиция, жанр. Сатирический характер повествования:
«Опись градоначальникам».
Теория литературы: литературная сказка, аллегория, сатирическая сказка, фольклорные
мотивы, ирония, пафос, сарказм, гротеск, роман-хроника, хронотоп, антиутопия, абсурд.
Н.С. Лесков (5 часов).
Повесть «Очарованный странник». Сюжет повести, ее колорит. Образ Ивана Флягина. Смысл
названия повести. Сказочный характер повествования, стилистическая и языковая яркость
повести.
Теория литературы: литературный сказ, жанр путешествия, былинные мотивы в повести.
Л.Н. Толстой (16 часов).
Авторский замысел создания романа «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие
романа-эпопеи. Критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности
светских отношений «диалектике» души любимых героев автора. Этапы
самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. Патриотизм скромных
тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Настоящая жизнь людей в
понимании Л.Н. Толстого. Образы Наташи Ростовой и княжны Марьи. Тема войны и «мысль
народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление
образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Образ
«дубины народной войны» в романе. Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева – двух
типов народно-патриотического сознания. Эпилог романа и «открытость» толстовского эпоса.
Философская проблематика романа.
Теория литературы: роман-эпопея, многоплановость композиции, «диалектика души»,
антитеза, портрет, психологический пейзаж, персонажи-антиподы, идиллия.
Развитие речи: сочинение о творчеству Л.Н. Толстого.
Ф.М. Достоевский (9 часов).
Замысел романа о «гордом человеке». Мир «униженных и оскорбленных»: Раскольников в
мире бедных людей. Бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова и
«идейные двойники» героя. Принцип полифонии в раскрытии философской проблематики
романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственно-философский смысл преступления и
наказания Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторского замысла. Смысл названия
романа.
Теория литературы: детективный жанр, психологический сюжет, портрет, пейзаж, интерьер,
символика цвета, философский роман, прием полифонии, образ-символ, художественная
деталь, психологическая функция сна.
Развитие речи: сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского.
А.П.Чехов. (9 часов).
Сюжеты, темы и проблемы чеховских рассказов. Тема пошлости и обывательщины в рассказах
«Палата №6», «Ионыч». Проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.
Рассказ «Студент». Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии «Вишневый сад».
Бывшие хозяева сада – Гаев и Раневская. Особенности разрешения конфликта в пьесе. Новый
хозяин сада. Тема будущего. Новаторство Чехова – драматурга. Лирическое и драматическое
начала в пьесе. Символика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
Теория литературы: лаконизм формы, афористичность, «нулевая развязка», «рамочная»
композиция, лирическая комедия, подтекст, конфликт, символическая деталь.
Развитие речи: сочинение по творчеству А.П. Чехова.
Обобщение 1 час
Резерв-1 часа
Итоговая контрольная работа.

Тематическое планирование

№
п/п

1.
2.

3.

5.

6.

7.

8.

Разделы, темы

Количество часов
Практическая Основные виды деятельности
часть
Примерная
Рабочая
программы
программа программа
(развитие
речи, пров
работы)
Введение
1
1
Литература
2
2
Составление тезисных и
второй половины
цитатных планов статьи
19 века
учебника, выразительное
чтение фрагментов
художественного текста, работа
с иллюстрациями, беседа,
сообщения учителя и учащихся.
А.Н. Островский
9
9
2
Сообщения учителя и
учащихся, беседа по вопросам
учебника, работа с
иллюстративным материалом,
составление конспекта статьи
учебника.
И.А. Гончаров
8
8
2
Сообщения учителя и
учащихся, беседа по вопросам
учебника, работа с
иллюстративным материалом,
составление конспекта статьи
учебника, выразительное
чтение, исследовательская
абота с текстом, обсуждение
проблемных вопросов,
самостоятельная работа.
И.С. Тургенев
10
10
2
Разработка и представление
слайдовой презентации,
исследовательская работа с
текстом, работа с
иллюстративным материалом,
редактирование текста,
самостоятельная работа.
Н.А. Некрасов
10
10
2
Сообщение учителя и
учащихся, работа с
иллюстративным материалом
учебника, выразительное
чтение стихотворений,
исследовательская работа с
текстом на основе вопросов,
подбор цитатного материала
для характеристики персонажей
и их взглядов, ответы на
вопросы, самостоятельная
работа.
Ф.И. Тютчев
4
4
1
Выразительное чтение
стихотворений, разработка
мини-проектов на основе
использования алгоритма
анализа лирического

9.

А.А. Фет

5

5

2

10.

А.К Толстой

5

5

1

11.

М.Е. СалтыковЩедрин

8

8

2

12.

Н.С. Лесков

5

5

1

13.

Л.Н. Толстой

16

16

3

произведения, работа с
иллюстративным материалом
учебника, анализ опорной
схемы, представление
слайдовой презентации, ответы
на вопросы, самостоятельная
работа.
Выразительное чтение
стихотворений, ответы на
вопросы, разработка минипроектов на основе вопросов к
анализу стихотворения, работа
с иллюстративным материалом
учебника, самостоятельная
работа.
Выразительное чтение
стихотворений, работа с
иллюстративным материалом
учебника, разработка минипроектов, ответы на вопросы,
самостоятельная работа.
Сообщение учителя и
учащихся, исследовательская
работа с текстом опорного
конспекта, работа с
иллюстративным материалом
учебника, совместная
деятельность учителя и
учащихся, ответы на вопросы,
разработка мини-проектов,
выразительное чтение
фрагментов романа, их анализ,
ответы на вопросы учебника,
самостоятельная работа.
Сообщение учителя и
учащихся, исследовательская
работа с текстом опорного
конспекта, работа с
иллюстративным материалом
учебника, выразительное
чтение фрагментов повести,
ответы на вопросы,
коллективная деятельность
учащихся, самостоятельная
работа.
Сообщение учителя и
учащихся, исследовательская
работа с текстом опорного
конспекта, работа с
иллюстративным материалом
учебника, выразительное
чтение фрагментов романа,
разработка проекта, анализ
опорных конспектов, анализ
опорной схемы, анализ

14.

Ф.М.
Достоевский

9

9

2

15.

А.П. Чехов

9

9

3

Итого за 1 полугодие
Итого за 2 полугодие

48
55

48
55

10
13

Итого:

103

103

23

материала таблицы,
самостоятельная работа.
Сообщение учителя и
учащихся, исследовательская
работа с текстом опорного
конспекта, работа с
иллюстративным материалом
учебника, выразительное
чтение фрагментов романа,
работа с проблемными
заданиями указанного раздела
учебника, подбор цитатного
материала для ответов на
вопросы, самостоятельная
работа.
Сообщение учителя и
учащихся, исследовательская
работа с текстом опорного
конспекта, работа с
иллюстративным материалом
учебника, выразительное
чтение фрагментов пьесы,
анализ опорного конспекта и
ответы на вопросы,
самостоятельная работа,
коллективная работа.

Предметные результаты:

демонстрировать знания произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры из двух и более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента, как тему произведения, так и его проблематику;
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия их
характера;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении, оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая их взаиморасположение и взаимосвязь;
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается;

осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изученном на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе;
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.

Календарно-тематический план

Дата
н факт

2.09

Тема

Тип урока,
форма проведения

Планируемые предметные результ

Введение (1 час).
«Прекрасное начало…»
Урок «открытия»
Уметь создавать устные монологические высказыв
(К истории русской
нового знания
типа, вести диалог.
литературы 19 века).
беседа с элементами
лекции
Литература второй половины 19 века (2 часа).

4.09
5.09

Литература
и
журналистика
18601880-х
годов.
От
«литературных
мечтаний»
к
литературной борьбе.

Урок «открытия»
нового знания
практикум с
элементами
презентации

Знать основные проблемы и направления литера
второй половины 19 века.
Уметь давать характеристику основным литературн
направлениям и жанрам, определять мировое значе
литературы этого периода.

А.Н. Островский (9 часов).
09.09

А.Н. Островский.
«Драматург на все
времена».

11.09

Быт и нравы
замоскворецкого
купечества в пьесе
«Свои люди – сочтемся»
Конфликт между
властными и
подневольными как
основа социальнопсихологической
проблематики пьесы.
Своеобразие конфликта
драмы «Гроза».
Изображение
«затерянного мира»:
город Калинов и его
обитатели.
Катерина и Кабаниха
как два нравственных
полюса народной
жизни.

12.09

16.09

Урок «открытия»
нового знания
практикум с
элементами
виртуальной экскурсии
Урок «открытия»
нового знания
творческая
мастерская

Знать основные факты биографии писателя, основн
литературоведческие понятия: «Социально-бытовая
драма», «историческая драма».
Уметь владеть основными сведениями о жизни и тв
драматурга и особенностями его мировоззрения.
Знать содержание произведения, характеристику п
основные литературоведческие термины: «комедия
бытовая коллизия», «речевой жест», проблематику
комедии.
Уметь давать характеристику главным героям, выя
проблематику, идейный смысл и особенности жанр
люди – сочтемся».

Урок «открытия»
нового знания
исследование

Знать текст драмы, литературоведческие термины:
«конфликт», второстепенные и внесценические пер
своеобразие конфликта и особенности сюжетослож
Уметь выявлять своеобразие конфликта и особенно
сюжетосложения драмы «Гроза»; определять систем
давать характеристику их жизненным ценностям.
Уметь сопоставлять жизненные ценности и нравств
представления Катерины и Кабанихи, систематизир
опорой на предложенный алгоритм (план, таблицу)
Знать жизненные ценности и нравственные предст
и Кабанихи, литературоведческие термины: «внешн
конфликт», «антитеза».

Урок
общеметодологической
направленности
практикум
интеграция с русским
языком

18.09

Трагедия совести и ее
разрешение в пьесе
«Гроза».

Урок
общеметодологической
направленности
исследование

19.09
23.09

Многозначность
названия пьесы,
символика деталей и
специфика жанра.
«Гроза» в русской
критике.

Урок «открытия»
нового знания
исследование

25.09
26.09

Р.Р.1-2 Сочинение по
творчеству А.Н.
Островского.

30.09

А.Н. Гончаров.
Биография писателя.

Уметь определять роль героев драмы в раскрытии а
смысла, выявлять причины внутренней драмы Кате
Знать роль героев в раскрытии авторского смысла,
внутренней драмы Катерины, литературоведческие
«внутренний конфликт», «психологизм».
Знать роль средств выразительности в раскрытии а
замысла, символический смысл образов грозы, птиц
литературоведческие термины «символ», «символи
Уметь определять символический смысл образов гр
Волги и др., роль средств выразительности в раскры
замысла, анализировать жанровые особенности пье
предложенного алгоритма.
Выявить уровень сформированности знаний учащих
теме и владение речевыми навыками.

Урок «открытия»
нового знания
мастерская
творческого письма
А.Н. Гончаров (8 часов).
Урок «открытия»
нового знания

Уметь выявлять первоначальные впечатления , пол
чтения романа, раскрывать особенности авторского

История создания
романа «Обломов».

практикум с
элементами
презентации

Быт и бытие Ильи
Ильича Обломова.
Внутренняя
противоречивость
натуры героя,
соотнесенность его с
другими персонажами.
Обломов и Штольц.
Правда Штольца и
правда Обломова.

Урок
общеметодологической
направленности
исследование

07.10
09.10

Любовная история как
этап внутреннего
самоопределения героя.
Обломов и Ольга
Ильинская.

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

10.10

Образ Захара и его роль
в характеристики
«обломовщины». Роман
в русской критике.

Урок
общеметодологической
направленности
творческая
мастерская

14.10
16.10

Р.Р3-4. Сочинение по
творчеству И.А.
Гончарова.

17.10

И.С. Тургенев.
Основные факты жизни
и творчества.
Отражение различных
начал русской жизни в
«Записках охотника».

21.10

Отражение в романе
«Отцы и дети»
проблематики эпохи.
Противостояние двух
поколений русской
интеллигенции как
главный «нерв»
противостояния.

02.10

03.10

(интеграция с биологией)

Урок
общеметодологической
направленности
исследование

воплощения, определять систему персонажей, прин
организации и особенностями сюжетосложения.
Знать основные факты биографии писателя, особен
замысла романа, систему персонажей.
Уметь выявлять особенности места действия и его
Обломова, характеризовать главных героев, опреде
конкретных эпизодов в контексте авторского замыс
Знать содержание романа, характеристику героев, р
эпизодов в контексте авторского замысла, особенно
действия и его значение в жизни Обломова.

Знать роль героев в раскрытии авторского замысла
различия характеров героев, литературоведческие т
«психологический портрет», «художественные дета
Уметь определять роль героев в раскрытии авторск
выявлять сходства и различия в воспитании, образе
характерах героев, определять роль «Сна Обломова
образа героя.
Уметь сопоставлять героев романа, выявлять причи
несостоявшейся любви Обломова и Ольги на основ
сцен признания в любви: Обломов – Ольга, Обломо
Штольц – Ольга, раскрыть символический смысл об
сирени, халат и др.);
Знать главных героев романа, причины несостоявш
Обломова и Ольги, символический смысл образов (
халат и др.).
Уметь определять роль героев в раскрытии авторск
оттенки смысла слова «обломовщина», работать с к
статьей, сопоставлять образы, выявлять сходства и
слуги.
Знать роль героев в раскрытии авторского замысла
слова «обломовщина», содержание критических ста
Добролюбова «Что такое «обломовщина?», И.А. Го
«Обломов».
Выявить уровень сформированности знаний учащих
теме и владение речевыми навыками.

Урок «открытия»
нового знания
мастерская
творческого письма
И.С. Тургенев (10часов).
Урок «открытия»
нового знания
исследование

Урок
общеметодологической
направленности
практикум
интеграция с русским
языком

Уметь выделять основные факты биографии писате
авторский замысел в раскрытии темы социальной н
в отношениях помещиков и крестьян в цикле расска
охотника»;
Знать основные факты биографии писателя, особен
мировоззрения, литературоведческие термины: «оч
«пейзаж».
Уметь выявлять первоначальные впечатления, полу
чтения романа, соотносить художественные задачи
воплощение, определять систему главных персонаж
Кирсановы);
Знать содержание романа, характеристику героев, т
историю романа, систему главных персонажей.

23.10

24.10

Нигилизм Базарова, его
социальные и
нравственнофилосовские истоки.
Споры Базарова и Павла
Кирсанова.
Базаров и его мнимые
последователи.
Неизбежность
расставания Базарова и
Аркадия Кирсанова.

Урок «открытия»
нового знания
практикум

Урок
общеметодологической
направленности
исследование

6.11

Любовная линия и ее
место в общей
проблематике романа.

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

7.11

Философские итоги
романа. Смысл
названия. Русская
критика о романе и его
герое.

Урок
общеметодологической
направленности
исследование

11.11
13.11

Стихотворения в прозе.
Отражение русского
национального
самосознания в
тематике и образах
стихотворений.

Урок «открытия»
нового знания
творческая
мастерская

14.11
18.11

Р.Р5-6. Сочинение по
творчеству И.С.
Тургенева.

20.11

Н.А. Некрасов. Жизнь и
творчество поэта. «Муза
мести и печали» как
поэтическая эмблема
Некрасова-лирика.

Урок «открытия»
нового знания
практикум с
элементами
презентации

21.11

Гражданские мотивы в
лирике поэта. Диалог
двух мировоззрений в
стихотворении «Поэт и
Гражданин».

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Уметь выявлять роль персонажей в раскрытии авто
основы мировоззрения Базарова, сопоставлять геро
взгляды Базарова и аристократа-либерала Кирсанов
Знать роль персонажей в раскрытии авторского зам
мировоззрения Базарова как «героя времени» новой
Базарова и аристократа-либерала Павла Петровича
Уметь выявлять роль персонажей в раскрытии авто
основы мировоззрения Базарова, сопоставлять геро
выявлять логику введения в роман карикатурных пе
(Ситников, Кукшина), охарактеризовывать отношен
Аркадия, объяснять причины их расставания;
Знать роль персонажей в раскрытии авторского зам
расставания Базарова и Аркадия, термин «принцип
психологии».
Уметь выявлять роль персонажей в раскрытии авто
основы мировоззрения Базарова, охарактеризовыва
Базарова на женщину и логику их развития в роман
меняющимся отношением к Одинцовой;
Знать роль персонажей в раскрытии авторского зам
Базарова на женщину и логику их развития в роман
литературоведческий термин «сюжетная линия».
Уметь выявлять идейно-эмоциональное содержани
различные точки зрения критиков о герое и романе,
причины полемики вокруг романа, обобщать читате
представления о романе;
Знать идейно-эмоциональное содержание романа, р
зрения критиков о герое и романе, причины полеми
Знать авторский замысел стихотворений и их идей
литературоведческий термин «стихотворение в про
Уметь понимать авторский замысел стихотворений
содержание, владеть изученной терминологией, осм
художественную выразительность, тематическое бо
философскую насыщенность стихотворений в прозе
жанра писателя: «Голуби», «Собака», «Воробей», «
повоюем!».
Выявить уровень сформированности знаний учащих
теме и владение речевыми навыками.

Урок
общеметодологической
направленности
мастерская
творческого письма
Н.А. Некрасов (10 часов).

интеграция с
обществознанием

Знать основные факты биографии поэта и его взгля
литературоведческие термины: «пафос», «лирическ
«элегия», «сатира», «песня», особенности мировозз
революционера-демократа;
Уметь выделять особенности мировоззрения поэта
революционера-демократа, актуализировать знания
пафосе лирических стихотворений, выявлять темати
многообразие лирики Некрасова.
Уметь выявлять особенности раскрытия темы поэт
стихотворениях «Поэт и Гражданин», «Вчерашний
шестом…», Блажен незлобивый поэт…», «Пророк»
Жалкое наследство…»;
Знать научные понятия «народность», «демократи
поэтического языка», особенности раскрытия темы

«Поэзия» и «проза»
любовных отношений в
«панаевском цикле».
Художественное
своеобразие лирики
Н.А. Некрасова.
Отражение в поэме
«Кому на Руси жить
хорошо» коренных
сдвигов в русской
жизни. Мотив
правдоискательства и
сказочномифологические
приемы построения
сюжета.
Стихия народной жизни
и ее яркие
представители в поэме.
Карикатурные образы
помещиков
«последышей».

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Знать особенности воплощении темы любви в лири
литературоведческие термины: «трехсложные стихо
размеры», «лирическое повествование»;
Уметь владеть изученной терминологией, выявить
воплощения темы любви в лирике Некрасова.

Урок «открытия»
нового знания
практикум с
элементами
презентации

Знать связь литературного произведения с эпохой е
литературоведческие термины: «поэма-эпопея», «ск
«мотив», историю создания поэмы и ее композицио
особенности;
Уметь понимать связь литературного произведения
создания, уметь анализировать поэму с точки зрени
родо-жанровых особенностей, определять связь наз
тематикой и проблематикой.

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

2.12

Тема женской доли и
образ Матрены
Тимофеевны
Корчагиной.

Урок
общеметодологической
направленности
исследование

4.12
5.12

Образ Гриши
Добросклонова и его
идейно-композиционное
звучание. Проблематика
счастья и ее решение в
поэме Н.А. Некрасова.

Урок
общеметодологической
направленности
творческая
мастерская

9.12
11.12

Р.Р.7-8 Сочинение по
творчеству Н.А.
Некрасова.

Знать роль героев в раскрытии авторского замысла
литературоведческие термины: «портрет», «сатира»
взгляды представителей народа и господствующих
проблему счастья;
Уметь выявлять роль героев в раскрытии авторског
сопоставлять героев поэмы, различные представлен
зле, высказанные народом и помещиками, определя
представителей народа и господствующих классов н
счастья.
Уметь выявлять роль героев в раскрытии авторског
выявлять и анализировать речь героев, черты подли
героического, возвышенного характера в образе Ма
Тимофеевны;
Знать особенности речи героя, черты героического
Матрены, роль героев в раскрытии авторского замы
литературоведческие термины: «притча», «фолькло
«обрядовые песни», «народные причитания».
Уметь понимать связь литературного произведения
написания, определять роль героев в раскрытии авт
выявлять авторские представления о роли разночин
интеллигенции и ее жизненной миссии в решении в
«народном счастье», доказывать, что правдоискател
важнейшая черта национального характера русског
Знать связь литературного произведения с эпохой н
героев в раскрытии авторского замысла, авторские
роли разночинной интеллигенции и ее жизненной м
вопроса о «народном счастье».
Выявить уровень сформированности знаний учащи
теме и владение речевыми навыками.

Урок
общеметодологической
направленности
мастерская
творческого письма
Ф.И. Тютчев (4часа).

25.11

27.11

28.11

Личность Ф.И. Тютчева.
«Мыслящая поэзия»
Ф.И. Тютчева, ее
философская глубина и
образная насыщенность.

Урок «открытия»
нового знания
урок-презентация с
элементами
исследования

Знать основные сведения о жизни и творчестве поэ
его мировоззрения, литературоведческие термины:
«интеллектуальная лирика», «лирическая миниатюр
Уметь владеть информацией о жизни и творчестве
особенностями его мировоззрения, выявлять филос
образную насыщенность, афористичность стихотво

Природа, человек,
Вселенная как главные
объекты
художественного
постижения в лирике
поэта.

Драматизм звучания
любовной лирики поэта:
«О, как убийственно мы
любим…», «Последняя
любовь», «Я встретил
вас – и все былое…».
Письменная работа по
лирике Ф.И.Тютчева

Урок открытия
нового знания
практикум
интеграция с русским
языком

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

примере стихотворений: «Умом Россию не понять…
Сфинкс, и тем она верней…», «Нам не дано предуга
Уметь выявлять основные особенности пейзажной
проблематику стихотворений, имеющих философск
направленность, анализировать лирические сюжеты
мните вы, природа…», «Певучесть есть в морских в
ты воешь, ветр ночной?..», «Silentium», делать выво
противостоянии человеческого «я» и стихийных си
Знать литературоведческие термины: «лирический
«пейзаж», «олицетворение», «звуковая организация
представления об особенностях пейзажной лирики
проблематику стихотворений, имеющих философск
направленность.
Уметь анализировать воплощение темы любви в ли
выявлять драматизм ее звучания, обобщать знания о
художественной изобразительности Тютчева;
Знать драматизм звучания любовной лирики поэта
художественной изобразительности Тютчева, литер
термин «лирический сюжет».

Урок -практикум
А.А. Фет (5 часов).

Личность, судьба и
творчество А.А. Фета.
Эмоциональная глубина
и образностилистическое
богатство лирики.
Яркость и осязаемость
пейзажа, гармоничность
слияния человека и
природы в лирике А.А.
Фета.
Красота и поэтичность
любовного чувства в
интимной лирике А.А.
Фета.
Письменная работа по
лирике А.А.Фета
А.К. Толстой – человек
и поэт. Жанровотематическое богатство
творчества.
Особенности
лирического героя.
Романтический колорит
интимной лирики А.К.
Толстого, отражение в
ней идеальных
устремлений
художника.

Урок «открытия»
нового знания
урок-презентация с
элементами
исследования
Урок
общеметодологической
направленности
практикум
Урок
общеметодологической
направленности
исследование

Уметь владеть информацией о жизни и творчестве
особенности мировоззрения поэта, актуализировать
Фета, углублять их на примере анализа стихотворен
у дуба, у березы…», «Одним толчком согнать ладью
Знать основные сведения о жизни и творчестве поэ
его мировоззрения.
Знать основные мотивы лирики Фета, литературов
термины: «мелодика стиха», «литературная пародия
Уметь владеть литературоведческими терминами, в
основные мотивы лирики Фета, связь пейзажа и инт
«Я пришел к тебе с приветом…», «Это утро, радост
Уметь выявлять признаки импрессионистического
стихотворениях: «На заре ты ее не буди…», «Сияла
полон сад. Лежали…», «Шепот, робкое дыхание…»
Знать признаки импрессионистического стиля в сти
поэта, литературоведческий термин «лирическая ис

Урок -практикум

А.К. Толстой (5 часов).
Урок «открытия»
Уметь владеть основными сведениями о жизни и тв
нового знания
особенностями его мировоззрения, характеризовать
виртуальная экскурсия героя стихотворений «Коль любить – так без рассуд
меня готовя к бою…»;
Знать основные сведения жизни и творчества поэта
мировоззрения, литературоведческие термины: «ли
романтизма», «лирический герой», «лирический мо
Урок
Уметь анализировать лирический сюжет стихотвор
общеметодологической шумного бала, случайно…», «Меня, во мраке и в пы
направленности
дрожит в твоем ревнивом взоре», характеризовать о
практикум
героя, выявлять романтический колорит лирических
Знать лирический сюжет стихотворений «Средь шу
случайно…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Слеза

Обращение А.К.
Толстого к
историческому
песенному фольклору и
политической сатире.
Письменная работа по
лирике А.К.Толстого

Урок
общеметодологической
направленности
практикум
интеграция русским
языком

ревнивом взоре», литературоведческие термины «ан
«оксюморон».
Уметь определять историческую концепцию А.К. Т
воплощение в балладе «Государь ты наш батюшка…
образ Петра в исторической балладе и шуточном ст
«История государства Российского…»;
Знать историческую концепцию А.К. Толстого и ее
балладе «Государь ты наш батюшка…», литературо
термины : «баллада», «историческая песня».

Развитие речи
М.Е. Салтыков-Щедрин (8часов).

Личность и творческая
индивидуальность М.Е.
Салтыкова-Щедрина.
«Сказки для детей
изрядного возраста» как
вершинный жанр в
творчестве писателя.
Развенчание
обывательской
психологии, рабского
начала в человеке.
Приемы сатирического
воссоздания
действительности в
сказках.
Сатирическое
осмысление проблем
государственной власти
помещичьих нравов,
народного сознания в
сказка М.Е. СалтыковаЩедрина.
«История одного
города»: замысел,
композиция, жанр.
Сатирический характер
повествования: «Опись
градоначальникам».
Выборочный анализ
глав романа:
«Органчик»,
«Подтверждение
покаяния. Заключение».

Р.Р. 9-10
Сочинение по
творчеству М.Е.
Салтыкова-Щедрина.

Урок «открытия»
нового знания
виртуальная экскурсия

Уметь выделять основные факты биографии и твор
особенности его мировоззрения главную цель творч
Знать основные факты биографии писателя, особен
мировоззрения и творческое кредо, цель творчества
литературоведческие термины «литературная сказк

Урок «открытия»
нового знания
творческая
мастерская

Уметь определять особенности сюжета, проблемат
сказок «Премудрый пескарь», «Богатырь», «пропал
«Медведь на воеводстве»;
Знать особенности сюжета, проблематику и пафос
«Премудрый пескарь», «Богатырь», «Пропала совес
воеводстве», литературоведческие термины «сарка
«ирония».

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Уметь определять особенности сюжета, проблемат
сказок «Премудрый пескарь», «Богатырь», «пропал
«Медведь на воеводстве»;
Знать особенности сюжета, проблематику и пафос
«Премудрый пескарь», «Богатырь», «Пропала совес
воеводстве», литературоведческие термины «сатир
«фольклорные мотивы», «ирония», «пафос».
Уметь характеризовать главных героев произведен
приемов сатирической обрисовки глуповских градо
деяний;
Знать содержание произведения и характеристику
приемов сатирической обрисовки глуповских градо
деяний.
Уметь характеризовать главных героев произведен
художественный текст, понимать многозначность ф
авторскую позицию, делать вывод о просветительск
романа;
Знать содержание произведения и характеристику
многозначности финала, авторскую позицию в рома
просветительскую функцию.

Урок «открытия»
нового знания
путешествие с
элементами
исследования
Урок
общеметодологической
направленности
практикум
интеграция с
обществознанием

Урок
Выявить уровень сформированности знаний учащих
общеметодологической теме и владение речевыми навыками.
направленности
мастерская
творческого письма
Н.С. Лесков (5 часов).

Краткий очерк жизни и
творчества Н.С.
Лескова.
Повесть «Очарованный
странник». Сюжет
повести, ее
национальный колорит.
Образ Ивана Флягина.
Смысл названия повести
«Очарованный
странник». Сказочный
характер повествования,
стилистическая и
языковая яркость
повести.
Систематизация и
обобщение изученного
материала по теме:
«Творчество Н.С.
Лескова».

Урок «открытия»
нового знания
путешествие с
элементами
исследования
Урок «открытия»
нового знания
исследование

Урок
общеметодологической
направленности
практикум
интеграция с русским
языком

Урок развивающего
контроля
самостоятельная
работа

Уметь выделять основные факты биографии писате
особенности его мировоззрения;
Знать основные факты биографии писателя, особен
мировоззрения, литературоведческий термин «лите

Уметь характеризовать главного героя, выявить чер
национального характера, проявляющиеся в образе
Знать содержание произведения, черты русского на
характера, проявляющиеся в образе Ивана Флягина
литературоведческие термины «жанр путешествия»
мотивы».
Уметь обобщать читательские представления о по
названия, художественные особенности, выявлять о
эпитета «очарованный» применительно к герою и с
словосочетания «лесковский праведник»;
Знать содержание произведения, читательские пред
повести: смысл названия, художественные особенн
смысла эпитета «очарованный» применительно к ге
словосочетания «лесковский праведник», литератур
термин «сказочный характер повествования».
Выявить уровень сформированности знаний учащих
теме и владение речевыми навыками.

Л.Н. Толстой (16 часов).
Л.Н. Толстой. Личность
писателя, основные
этапы его жизненного и
творческого пути.
Авторский замысел и
история создания
романа «Война и мир».
Жанрово-тематическое
своеобразие романаэпопеи.
Критическое
изображение высшего
света,
противопоставление
мертвенности светских
отношений «диалектике
души» любимых героев
автора.
Этапы духовного
самосовершенствования
Андрея Болконского и
Пьера Безухова.

Урок «открытия»
нового знания
заочная экскурсия с
элементами
исследования
Урок «открытия»
нового знания
практикум

Урок «открытия»
нового знания
исследование
интеграция с русским
языком

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Уметь владеть информацией об основных фактах ж
творчества писателя, выявлять особенности мирово
Толстого, его отношение к важнейшим событиям эп
Знать основные факты биографии писателя, особен
мировоззрения, отношение Л.Н. Толстого к событи
Уметь выявлять идейно-тематическую направленн
произведения, определять замысел произведения, е
жанрово-тематическое многообразие, анализироват
«война» и «мир» и понимать смысл названия ;
Знать идейно-тематическую направленность произ
литературоведческие термины «роман-эпопея», «ко
эпического произведения», историю создания рома
«война» и «мир».
Знать алгоритм анализа эпизода, роль героев в рас
авторского замысла, принципы композиционного п
логику развития событий в начале романа, авторско
героям романа;
Уметь применять алгоритм анализа эпизода, опред
в раскрытии авторского замысла, выделять принцип
композиционного построения романа, выявлять лог
событий в начале романа и авторское отношение к г
Уметь применять алгоритм анализа эпизода, опред
в раскрытии авторского замысла, анализировать цен
эпизоды романа, выявлять соотнесенность образов
их жизненных поисках, приемы создания образов гл
(психологизм, портретная характеристика, пейзаж к
раскрытия образа);
Знать алгоритм анализа эпизода, роль героев в рас
авторского замысла, литературоведческие термины

души», «антитеза», «портрет», приемы создания обр
Патриотизм скромных
тружеников войны и
псевдопатриотизм
«военных трутней».

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Настоящая жизнь людей
в понимании Л.Н.
Толстого. Образы
Наташи Ростовой и
Марьи .

Урок
общеметодологической
направленности
исследование

Р.р. 11-12
«Часы истории» Л.Н.
Толстого. Бородинское
сражение как один из
важных эпизодов
романа.
Тема войны и «мысль
народная» как идейнохудожественная основа
толстовского эпоса.

Урок
общеметодологической
направленности
творческая
мастерская

Противопоставление
образов Кутузова и
Наполеона в свете
авторской концепции
личности в истории.

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Образ «дубины
народной» в романе.
Образы Тихона
Щербатова и Платона
Каратаева – двух типов
патриотического
сознания.

Урок
общеметодологической
направленности
презентация с
элементами
исследования

Эпилог романа (часть 1)
и «открытость»
толстовского эпоса.
Философская
проблематика романа
Р.Р.13-14Сочинение по
творчеству Л.Н.
Толстого.

Восприятие
про изведения и
углублѐнная работа с текстом

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Уметь определять роль героев в раскрытии авторск
создавать сопоставительную характеристику героев
эпизоды Шенграбинского и Аустерлицкого сражени
характеристики истинного и ложного героизма и па
поведении героев романа;
Знать роль героев в раскрытии авторского замысла
романа, литературоведческие термины «пейзаж», «п
деталь», внутренний монолог».
Уметь определять роль героев в раскрытии авторск
создавать сопоставительную характеристику героев
эпизоды «Именины у Ростовых», «Охота», «У дядю
Знать роль героев в раскрытии авторского замысла
романа, литературоведческий термин «символическ
образа».
Знать роль героев в раскрытии авторского замысла
романа;
Уметь определять роль героев в раскрытии авторс
создавать сопоставительную характеристику героев
эпизод «Бородинское сражение».

Уметь применять алгоритм анализа эпизода, владет
литературоведческими терминами: «психологическ
«историософская концепция»;
Знать алгоритм анализа эпизода, литературоведчес
«психологический пейзаж», «историософская конце
содержание романа.
Уметь определять роль героев в раскрытии авторск
составлять сравнительную характеристику героев, в
в принципах изображения героев и основные оппоз
Кутузова и Наполеона.
Знать роль героев в раскрытии авторского замысла
литературоведческий термин «персонажи-антиподы
принципах изображения героев и основные оппозиц
Кутузова и Наполеона.
Уметь составлять сравнительную характеристику г
смысл толстовского понятия «народ» и выявлять дв
подход в изображении русского народа в романе, ра
перемен, которые произошли с Андреем Болконски
Безуховым под влиянием Отечественной войны 181
Знать средства психологической характеристики ге
толстовского понятия «народ» и двойственный подх
изображении русского народа в романе.

Умение искать и выделять необходимую инфор
произведения и материала опорного конспект
аналогии, создавать обобщения

Урок развивающего
Выявить уровень сформированности знаний учащих
контроля
теме и владение речевыми навыками.
мастерская
творческого письма
Ф.М. Достоевский (9часов).

Ф.М. Достоевский.
Личность писателя,
основные факты его
жизни и творчества.
Замысел романа о
«гордом человеке».
Мир «униженных и
оскорбленных»:
Раскольников в мире
бедных людей. Бунт
личности против
жестоких законов
социума.

Урок «открытия»
нового знания
заочная экскурсия с
элементами
исследования
Урок
общеметодологической
направленности
проект

Теория Раскольникова и
«идейные двойники»
героя (Лужи,
Свидригайлов).
Принцип полифонии в
раскрытии философской
проблематики романа.

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Раскольников и «вечная
Сонечка». Нравственнофилософский смысл
преступления и
наказания
Раскольникова.

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Сны и пробуждение
Родиона Раскольникова.

Урок
общеметодологической
направленности
творческая
мастерская
Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Роль эпилога в
раскрытии авторского
замыла. Смысл названия
романа.

интеграция с русским
языком

Знать основные факты биографии писателя, особен
мировоззрения, литературоведческие термины «дет
«Психологический сюжет»;
Уметь владеть информацией об основных фактах б
писателя, выявлять первоначальные впечатления, п
чтения романа «Преступление и наказание».
Знать роль героев в раскрытии авторского замысла
персонажей романа, средства создания образа Петер
двойственность отношения автора и главного героя
литературоведческие термины «экспозиция», «порт
«интерьер», «символика цвета»;
Уметь определять роль героев в раскрытии авторск
анализировать систему персонажей романа, выявля
создания образа Петербурга в романе и двойственно
автора и главного героя к городу.
Знать социальные и философские корни преступле
Раскольникова, систему «идейных двойников» Раск
литературоведческие термины «философский роман
двойника», «внутренний монолог»;
Уметь выявлять социальные и философские корни
Раскольникова, сходство и различие во взглядах Лу
Свидригайлова, Лебезятникова и Раскольникова, ан
систему «идейных двойников» Раскольникова.
Знать роль героев в раскрытии авторского замыла,
замысел: почему именно с образом Сонечки связана
воскрешения Раскольникова (проблема веры в рома
литературоведческие термины «художественная дет
символ»;
Уметь определять роль героев в раскрытии авторск
понимать авторский замысел: почему именно с обр
связана идея воскрешения Раскольникова (проблем
анализировать сцены визитов Раскольникова к Соне
Знать о роли сна как внесюжетном элементе компо
произведения, роль героев в раскрытия авторского з
литературоведческие термины «сон», «символ»;
Уметь определять роль сна как внесюжетном элеме
произведения, роль героев в раскрытия авторского з
Знать философский смысл эпилога и его связь с осн
содержанием романа, значение сна в эпилог романа
литературоведческие термины «психологическая фу
«символический пейзаж»;
Уметь владеть изученной терминологией, выявить
смысл эпилога и его связь с основным содержанием
определить значение сна в эпилог романа.
Выявить уровень сформированности знаний учащих
теме и владение речевыми навыками.

Р.Р.15-16 Сочинение по
творчеству Ф.М.
Достоевского.

Урок развивающего
контроля
мастерская
творческого письма
А.П. Чехов (9 часов).

А.П. Чехов. Личность
писателя, основные
факты его жизни и
творчества. Сюжеты,
темы и проблемы
чеховских рассказов.

Урок «открытия»
нового знания
заочная экскурсия с
элементами
исследования

Знать основные факты биографии и творчества пис
особенности его мировоззрения, особенности прозы
традиционное и отличительное в раскрытии темы «
человека» (анализ рассказов «Человек в футляре», «
литературоведческие термины «лаконизм формы»,
«афористичность», «нулевая развязка», «рамочная к

Тема пошлости и
обывательщины в
рассказах «Палата №6»,
«Ионыч». Проблема
«самостояния» человека
в мире жестокости и
пошлости. Рассказ
«Студент».
Особенности конфликта
и сюжетного действия в
комедии «Вишневый
сад».

Урок
общеметодологической
направленности
практикум

Бывшие хозяева сада –
Гаев и Раневская.
Особенности
разрешения конфликта в
пьесе. Новый хозяин
сада Тема будущего.
Новаторство Чеховадраматурга. Лирическое
и драматическое начала
в пьесе. Символика
пьесы. Сложность и
неоднозначность
авторской позиции.
Р.Р17-18Сочинение по
творчеству А.П. Чехова.

Урок
общеметодологической
направленности
исследование

Систематизация и
обобщение изученного
за курс 10 класса.
Резерв

Урок
общеметодологической
направленности
исследование

интеграция с русским
языком

Урок
общеметодологической
направленности
творческая
мастерская
Урок развивающего
контроля
мастерская
творческого письма
Урок развивающего
контроля
контрольная работа

«художественная деталь»;
Уметь определять особенности прозы Чехова, выяв
традиционное и отличительное в раскрытии темы «
человека» (анализ рассказов «Человек в футляре», «
Знать особенности авторской позиции, заключающ
отсутствии прямолинейности решения проблем сов
смысл названия рассказа «Ионыч», философскую п
рассказов «Палата №6», «Студент»;
Уметь выявлять особенности авторской позиции, з
отсутствии прямолинейности решения проблем сов
определять смысл названия рассказа «Ионыч», фил
проблематику рассказов «Палата №6», «Студент».
Знать систему персонажей пьесы, структуру драма
сюжета, литературоведческие термины «лирическая
«бессюжетное действие», «подтекст»;
Уметь выявлять структуру драматического произве
характеризовать систему персонажей драмы.
Знать роль героев в раскрытии авторского замысла
направления в решении темы времени: прошлое, на
будущее России в пьесе Чехова, литературоведческ
«конфликт», «подводное течение»;
Уметь анализировать основные направления в реш
времени: прошлое, настоящее и будущее России в п
Знать жанровые особенности пьесы и авторскую по
Уметь определять жанровые особенности пьесы и а
позицию, обобщать читательские представления о п
делать выводы о принципах раскрытия характеров г
произведения, о своеобразии жанра пьесы.

Выявить уровень сформированности знаний учащих
теме и владение речевыми навыками.

Выявить уровень сформированности знаний учащих
теме и владение речевыми навыками.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Система оценки достижения планируемых результатов
Нормы и основные критерии оценки
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных способов учѐта знаний учащихся по русскому языку,
Развѐрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение
на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При
оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: I) полноту и
правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: I) полно излагает изученный материал, даѐт правильное
определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даѐт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочѐта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка сочинений
Критерии оценки содержания:
Соответствие работы теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения;
Критерии оценки речевого оформления:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Оценка
Критерии
оценки
содержания

«5»
Соответствие теме.
Отсутствие
фактических
ошибок.
Последовательность
изложения.
Богатство словаря и
разнообразие
синтаксических
конструкций.
Стилевое единство,
выразительность
текста.
1 недочет в
содержании, 1-2
речевых недочета.

«4»
Соответствие теме
(незначительные
отклонения).
Достоверность
содержания
(единичные
фактические
неточности).
Незначительные
нарушения
последовательности.
Богатство словаря и
разнообразие
синтаксических
конструкций.
Стилевое единство,
выразительность
текста.
Не более 2
недочетов в
содержании, не
более 3-4 речевых
недочетов.

«3»
Отклонения от темы.
Достоверность
содержания
(отдельные
фактические
неточности).
Отдельные нарушения
последовательности.
Бедность словаря,
однообразие
синтаксических
конструкций.
Стилевое единство
отсутствует,
невыразительность
текста.
Не более 4 недочетов
в содержании, не
более 5 речевых

«2»
Не соответствует тем
Фактические ошибки
Нет последовательнос
Крайне беден словарь
однотипные предлож
Нет стилевого единст
6 недочетов в содерж
речевых недочетов.

Критерии
оценки
речевого
оформления

1 орф.,
Или
1 пункт.
Или
1 граммат.

2 – 2,
Или
1 – 3,
Или
0 – 4 , а также 2 гр.

4 – 4,
Или
3 – 5,
Или
0 – 7, а также 4 гр.

7 -7,
Или
6 – 8,
Или 5 – 9,
Или 6 – 8, а также 7 г

Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при
оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для
отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 –
3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении
оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Оценивание тестовых работ
Тесты даются каждому ученику в письменном виде (на бумажных носителях) Задача учащихся –
найти правильный ответ из нескольких предложенных.и подтвердить его материалом из источника.
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»).С 5 класса обучающиеся должны
усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.
Отметка «5» выставляется за 84 % - 100 % выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 67 % - 83 % выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 50 % - 66 % выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 49 % и менее.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».