1 Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Русский язык», рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и написана на основании следующих нормативных документов: 1.Программы курса «Русский язык»10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцова – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014 г. Цели изучения: овладение системой лингвистических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка; овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю; формирование языковой компетенции школьников: формирование у учащихся языковой интуиции; приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке; формирование коммуникативной компетенции: овладение функциональной грамотностью (способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении); развитие умения пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умения переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный и учебный тексты; овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного и учебного текстов; овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; формирование лингвистической компетенции: овладение системой знаний о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах; интеллектуальное развитие: формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое и абстрактное мышление, способность к преодолению трудностей; формирование культуроведческой компетенции: воспитание культуры личности, отношения к русскому языку как к части общечеловеческой культуры, как одному из мировых языков, понимание значимости русского языка для научно-технического прогресса; раскрытие его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа. Учебно-методический комплекс учителя: 1. Программа курса «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень. Н.Г. Гольцова. . - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014. 2. Учебник. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - 8-е изд. - М.., «Русское слово», 2011. 3. Н.Г. Гольцова, И.В.. Мищерина. Методическое пособие. Тематическое планирование. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык». 10-11 классы/Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014. 2 4.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 класс» (авт. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина): базовый уровень. Профильный уровень / Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерин. – 8-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. 5.Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах 10-11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.- М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013. 6.Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11классы.- 5-е изд.М.: «Русское слово-учебник», 2013. 7. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.. Контрольные тесты: орфография и пунктуации. 10-11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – 6-е изд. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. Учебно-методический комплекс ученика: 1.Учебник. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - 8-е изд. - М.., «Русское слово», 2011. 2. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.. Контрольные тесты: орфография и пунктуации. 10-11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – 6-е изд. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, виды деятельности, формы контроля Рабочая программа строится на следующих принципах: Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительноиллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый. Использование методов представлено в таблице. Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На занятиях применяются следующие упражнения: списывание, выборочное списывание, творческое списывание, диктант без изменения учебного материала (предупредительный, зрительный, комментированный, объяснительный), диктант с изменением учебного материала (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный), выборочный диктант (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный), самодиктант, взаимодиктант, собственно графический диктант, конструирование, творческий диктант, свободный диктант, изложение (подробное, выборочное, сжатое), сочинения (повествование, повествование с элементами описания, описание, рассуждения), разработка и защита проектов, публичное выступление. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система знаний; умения и навыки (предметные и общие учебные); 3 способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные); включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий); взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах; содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ; публичная защита творческих работ, исследований и проектов. Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» и Положения о текущей аттестации учащихся МБОУ МПЛ города Димитровграда Ульяновской области разрабатываются соответствующие критерии, которые открыты для всех учащихся. Промежуточный контроль проводится в форме тестов в формате ЕГЭ, контрольных, самостоятельных работ, устных зачетов (три уровня сложности), сочинений, изложений, диктантов и контрольных диктантов, собеседований, защиты проектов, игр. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы. 4 Общая характеристика учебного предмета Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются: • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы 5 коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ-лять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности 6 базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация». Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится не менее 34 часов, из расчета 1 ч в неделю. Примерной программой предусмотрено для изучения русского языка в 10 классе 102 часа, из расчета 3 часа в неделю. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах 7 русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Ценностные ориентиры школьного образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Требования к уровню подготовки учащихся В результате обучения учащиеся должны: - знать определения основных изученных в 10 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры; - по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки; - по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; - по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать анализ лексического значения слова; характеризовать слова с точки зрения употребления и с точки зрения происхождения; правильно использовать паронимы; объяснять значение фразеологизмов; 8 - по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор; - по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы частей речи; производить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; - по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова: определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять виды осложнения простого предложения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор простого и сложного предложений - по связной речи: читать учебно-научный текст изучающим чтением: владеть приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, текстов-повествований, текстов-рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков; - по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 10 классе слова с непроверяемыми написаниями; - по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила. 9 Учебно-тематический план № раздела, темы Темы Обще е количеств о часов Введение 1 1. Лексика 16 2. Фонетика. уроки РР 3 Графика. 3 1 и 4 1 Количество часов на развитие речи сочинения изложения К д 1(обуч.) 1 Орфоэпия. 3. Морфемика 1(обуч.) словообразование 4. 4.1. 4.2. Морфология и орфография 78 Морфология и орфография 20 3 34 4 Самостоятельные части речи 2 (1обуч., 1 1(обуч.) 1 1 (контр.) 1 контр.) 4.3. Служебные части речи 24 5 2 (обуч.) 1 (обуч.) 1(контр.) Итого 102 17 7 (5/2) 4(1/3) 3 10 Содержание учебного курса В рабочей программе выделяется введение и четыре раздела, четвертый раздел делится на три подраздела. Материал по орфографии дается в связи с изучаемыми темами. Уроки развития речи включены в основные разделы программы. Во «Введении» (1 час) основное внимание обращается на роль языка в жизни общества, поднимаются проблемы, связанные с красотой, выразительностью языка, раскрываются эстетические возможности русской речи. Рассматриваются вопросы развития языка во времени, изменения его словарного запаса. Русский язык среди языков мира. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка. Первый раздел – «Лексика» (16 часов). Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. Развитие речи. Развитие речи. Лингвистический анализ текста. Определение темы, идеи, проблемы. Выделение художественных средств. Второй раздел – «Фонетика. Графика. Орфоэпия» (3 часа). Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. Развитие речи. Обучение написанию подробного изложения повествовательного текста с элементами описания и рассуждения. Третий раздел – «Морфемика и словообразование» (4 часа). Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. Развитие речи. Определение темы, идеи, проблемы в текстах-описаниях и текстах-рассуждениях. Выделение авторской позиции. Обучение написанию сочинения. Четвертый раздел – «Морфология и орфография» (78 часов) – включает в себя три подраздела. Первый подраздел – «Морфология и орфография» (20 часов). Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕи ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ь и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Развитие речи. Определение темы, идеи, проблемы учебного текста. Обучение написанию изложения текста-рассуждения. Собственное мнение по проблеме. Лингвистический анализ текста. Второй подраздел – «Самостоятельные части речи» (34 часа). Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен 11 существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н И НН В причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния. Развитие речи. Определение темы, идеи, проблемы учебного текста. Составление комментария к проблеме, определение авторской позиции. Собственное мнение по проблеме. Написание контрольных изложений и сочинений сочинение. Лингвистический анализ текстов. Третий подраздел – «Служебные части речи» (24 часа). Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Развитие речи. Определение темы, идеи, проблемы учебного текста. Составление комментария к проблеме, определение авторской позиции. Собственное мнение по проблеме. Контрольное сочинение и контрольное тестирование в формате ЕГЭ. Средства контроля Виды контроля В год 1 триместр 2 триместр 3 триместр 12 Тесты 4 1 2 1 Диктанты 3 1 1 1 Контрольные работы 2 1 Изложения 1 1 Сочинения 3 2 1 1 13 Календарно-тематическое планирование № № п-п урока в теме Дата Основные термины и понятия Тема урока план Формы контроля Повторение Работа по разв изученного речи. факт Введение (1 час) 1. 1 Слово о русском языке Русский литературный язык, государственный язык, язык межнациональн. общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира. Тест Выдающиеся Составление пл отечественны текста, развитие е лингвисты навыков составл связного монологическог высказывания н лингвистическу тему, подбор эпиграфов. Лексика (16 часов) 2 1 3 2 4 3 Слово и его значение Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь Лексическое Работа с толков значение словарем слова Однозначность и многозначность слов Полисемия как явление языка. Прямое и переносное значение. Способы появления переносного значения. Изобразительновыразительные средства языка. Значение слова, изобразительновыразительные средства языка. Тропы. Эпитеты, постоянные эпитеты. Метафоры. Метонимия. Сравнения. Перифраза. Стилистические фигуры. Безударные гласные в корне слова, морфемный разбор Культура речи. Лексические нормы. Совершенствова навыки связной монологической развивать языко чутье. Работа с толковым словарв §1-2, выделить вступление, основную часть заключение. Анализ лексиче средств организ текста. Работа с толковым слова Словари синони антонимов, паронимов. 14 5 4 6 5 Развитие речи. Лингвистический анализ поэтического теста Омонимы и их употребление. Анализ текста с точки зрения наличия изобразительновыразительных средств. Практическа я работа. Монологически ответ Омонимы, причины их появления в языке. Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Выразительные возможности омонимов в художественном тексте. Омонимы и многозначные слова. Правописани Изложениее приставок миниатюра по т Л.Никитиной. 7 6 Паронимы и их употребление. Паронимы. Паронимический ряд. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Однородные Работа со слова члены Редактирование предложения текстов. 8 7 Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Синонимы. Идеографические синонимы. Стилистические синонимы. Синонимический ряд. Выразительная возможность синонимов. Антонимы. Антитеза. Не с разными Работа со слова частями речи Редактирование текстов. . 9 8 10 9 Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (входная диагностика) Анализ тестов. Коррекция и систематизация знаний Происхождение лексики современного русского языка. Лексика исконно русская, заимствованная. Исконно-русская лексика: индоевропейский пласт, славянский пласт, восточнославянский пласт, собственно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы и их роль в лексической системе русского языка. Работа со слова Редактирование текстов. 15 Средства Монологически худ. выразит. ответ. Подбор эпиграфов. Составление пл 11 10 Развитие речи. Лингвистический анализ текста. 12 11 Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Общеупоьребительные слова как основа лексической системы современного русского языка. Диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы. Обобщающи Монологически е слова при ответ ОЧП, Н и НН 13 12 Устаревшая лексика и неологизмы. Устаревшая лексика: историзмы и архаизмы. Неологизмы. Пути появления неологизмов в речи. Правописани Анализ текстов е приставок 14 13 Развитие речи. Обучение сочинению в формате ЕГЭ. Проблема текста. Определение проблемы теста 15 14 Фразеология. Фразеология, фразеологический оборот, основные типы словарей. Источники фразеологизмов. 16 15 Обобщающий урок. Лексикография. Урок-конференция. Подготовить монологический ответ. Задание по группам: 1. Слово и его значение. Многозначные слова. 2. Изобразительно-выразительные средства языка. 3. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. 4. Фразеология и лексикография. 5.Словари и их виды. 6. Из истории русского языкознания 17 16 9.10.12 16.10. 12. Анализ текстов, определение проблемы, выде микротем текст составление пла Офограммы в Монологически собеседовани суф. ответ е Монологически ответы, конкурс ораторского мастерства Контрольный диктант по теме «Лексика» Фонетика. Графика. Орфоэпия. (3 часа) 16 18 1 10.10. 12. 17.10. 12. Анализ диктанта. Коррекция и систематизация знаний. Звуки и буквы. 19 2 16.10. 12. 23.10. 12. Орфоэпия. 20 3 Основные лингвистические Взаимоконтр Культура единицы фонетики, звук, гласные оль речи. и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Звуки- буквы. Фонетический разбор, формирование орфографических навыков. Орфограммы Орфоэпические нормы русского в корне языка. Своеобразие русского ударения: подвижность и разноместность. Акцентологическая норма. Объяснить знач слов, написать сочинениеминиатюру , тем которого явилос объяснение одн слов: правда, праведник, правдоискатель справедливость Развитие речи. Обучающее подробное изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения Морфемика и словообразование (4 часа) 21 1 Состав слова. Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный Работа со анализ слова, словообразоват лексическое м словарем значение слова 22 2 Словообразование. Морфемы, формообразующие аффиксы, основные способы словообразования в русском языке. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Словообразовательные словари. Морфемный Изложение и миниатюру словообразов ательный разбор слова. 23 3 Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Окончание как главный способ передачи грамматических значений и средство связи слов в предложении. Формообразующие суффиксы. Аналитический способ формообразования. Суплетивизм основы 20. 24 4 Развитие речи. Обучение сочинению в формате ЕГЭ. Орфограммы в окончаниях Определение темы, идеи, проблемы учебного текста. Составление комментария. Выделение авторской позиции. Написание сочинения. Морфология и орфография (20 часов) 17 25 1 Морфология и орфография. Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, Тестовые основные правила правописания. задания Правила переноса слов. Фонетические правописания. Традиционные написания. Дифференцированные написания. Морфемный анализ слова; лексическое значение слова. Орфографическ анализ слова; орфографически словарь. Развитие навык связной логичес речи. Определи тему, главную м , стиль речи, тип речи. Выразить отношение к прочитанному. Сложное Пересказ текста предложение определение гла мысли, проблем идеи, темы 26 2 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова Правописание проверяемых и непроверяемых безударные гласные 27 3 Чередующиеся гласные Правописание гласных в корнях с в корне слова чередованием. 28 4 Обобщающий урок «Правописание безударных гласных в корне слова» Урок-конкурс: закрепление и проверка полученных ЗУН. Зачетная работа Сложносочи Монологически ненное ответ предложение 29 5 Употребление гласных Правописание гласных после после шипящих шипящих в различных частях слова Тестовые задания Правописани Пересказ текста е предлогов и союзов 30 6 Тестирование в формате ЕГЭ. тестирование 31 7 Развитие речи. Лингвистический анализ текста с дополнительным орфографическим заданием. Определить тему, главную мысль, стиль речи, тип речи, худож. особен.. Выразить свое отношение к прочитанному 32 8 Буквы Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Написание буквы Э, написание гласной Е, написание гласной Ё, написание ЙО. БСП Определение гл мысли, проблем идеи, темы. Сочинениеминиатюра. Определить тем главную мысль, речи, худож. ос Выразить свое отношение к прочитанному т Правописани е имен собственных 18 33 9 Развитие речи. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ 34 10 Правописание звонких и глухих согласных. Правописание звонких и глухих согласных 35 11 Анализ сочинения. Коррекция и систематизация знаний. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, Правописание гласных ЗДЧ и согласных в приставках Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ 37 13 Приставки ПРЕ- и ПРИ- Условия написания приставок ПРЕ- и ПРИ- 38 14 Гласные Ы-И после приставок Замена гласного И на Ы в корне Самостоятел Однородные Творческие слова после русских приставок, ьная работа члены стилистические оканчивающихся на согласный. предложения задания Написание гласного И после приставок СВЕРХ- и МЕЖ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ- и т.д.), после приставок, оканчивающихся на гласный 39 15 Развитие речи. Обучающее сжатое изложение. Определение темы, идеи, проблемы текста. Обучение написанию изложение текстарассуждения. Собственное мнение по проблеме. 40 16 Правописание Ь и Ъ Правописание разделительного твердого знака. Правописание разделительного мягкого знака. Правописание Ь для обозначения мягкости согласных 41 17 Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (промежуточная диагностика) 42 18 Контрольный диктант по разделу «Морфология и орфография» 43 19 Анализ диктантов и тестов. Коррекция и систематизация знаний. Употребление прописных букв 36 12 Звонкие и глухие согласные, позиционный чередования согласных собеседовани Звук и буква, Монологически е части слова ответ Приставки, не меняющие своего написания. Приставки на –С и –З. Гласные в приставках, зависящие от ударения Наименования, все слова которых пишутся с большой буквы. Наименования, первое слово которых пишется с большой буквы Тест Звукопись Литературоведч анализ лирическ произведения Соласные в корне слова Работа с толков словарем Определение те идеи, проблемы текста. Обучени написанию изложение текс рассуждения. Собственное мн по проблеме. тест Выявление осно мысли, определ темы, проблемы Правописани Пересказ текста е корней с чередование м 19 44 20 Правила переноса слов Правила переноса слов Речевые ошибки Редактирование текстов Самостоятельные части речи (34 часа) 45 1 Имя существительное как часть речи. Определение. Лексикограмматические разряды существительных: собственные нарицательные, одушевленные – неодушевленные, конкретные – вещественные – собирательные – отвлеченные; род имен существительных; число, падеж имен существительных. Морфологический разбор существительных. Составление пл конспекта. Рабо словарем. Монологически ответы. 46 2 Правописание падежных окончаний. Падежные окончания И-Е существительных 1,2, 3склонений в единственном числе; падежные окончания имен существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний. 47 3 Гласные в суффиксах Правописание -ЕК—ИК-, -ЕНК— Самостоятел Морфемный имен существительных. ИНК-, -ЕЦ—ИЦ-, -ИЧК—ЕЧК-, - ьная работа состав слова ОНЬК—ЕНЬК-, -ЫШК—УШК— ЮШК-, -ЧИК—ЩИК- 48 4 Развитие речи. Обучающее сочинениерассуждение по нравственной проблеме Определение идеи своей работы. Составление плана. Подбор аргументов. Напи связного высказывания 49 5 Сложные имена существительные Слитное и дефисное написания сложных существительных. Правила правописания сложных существительных. 50 6 Сложные имена существительные Слитное и дефисное написания тест сложных существительных. Закрепление навыка правописания сложных существительных Морфемный Редактирование состав слова текстов Составления опорного консп Выразительное чтение стихотворений Составление пл Монологически высказывания 20 51 7 Имя прилагательное как часть речи. Определение. ЛексикоСамостоятел Безударные грамматические разряды ьная работа гласные в прилагательных: качественные, корне слова относительные, притяжательные. Особенности их образования и функционирования в речи. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой. Степени сравнения прилагательных. Полная и краткая формы. Морфологический разброр прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Выразительное чтение стихотворений. Монологически высказывания. 52 8 Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание суффиксов –К--СК, -ЕВ--ИВ-, -ЧИВ--ЛИВ-, -ОВ-ОВАТ--ОВИТ-, -ЕНЬК--ОНЬК- 53 9 Правописание Н и НН в Правописание Н и НН в суффиксах имен суффиксах имен прилагательных прилагательных 54 10 Правописание Н и НН в Правописание Н и НН в суффиксах имен суффиксах имен прилагательных прилагательных 55 11 Тестирование в формате ЕГЭ. 56 12 Правописание сложных Слитное и дефисное написание имен прилагательных. сложных прилагательных 57 13 Развитие речи. Контрольное изложение с элементами сочинения (по учебному тексту) 58 14 Имя числительное как часть речи. Определение. ЛексикоТест грамматические разряды числительных: количественные, порядковые, собирательные. Их изменение и функционирование в речи. Морфологический разбор числительных. Правописани Монологически е падеж высказывания оконч. сущ. 59 15 Правописание числительных Слитное, раздельное и дефисное написания числительных Правопис. Мест. Правописани Выразительное е предлогов чтение стихотво ОЧП тест Выполнение зад на конструиров ССП тестирование Собеседован Словообразо Выполнение зад ие вательные на конструиров анализ Редактирование Тест Выполнение зад на конструиров Редактирование 21 60 16 61 17 Склонение числительных. Правописание числительных. Употребление имен числительных в речи Контрольный диктант по теме «Самостоятельные части речи» Склонение числительных. Правописание числительных. Функционирование в речи числительного «один». Употребление в речи числительного «оба». Употребление в речи собирательных числительных. Сочетание количественных и собирательных числительных с именами существительными 62 18 Анализ диктанта. Коррекция и систематизация знаний. 63 19 Местоимение как часть Морфологические особенности речи местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования в речи. 64 20 Развитие речи. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ. 65 21 Глагол как часть речи 66 22 Правописание глаголов Правописание личных окончаний глагола. 67 23 Правописание глаголов Употребление Ь. Правописание суффиксов глаголов 68 24 Контрольное тестирование в формате ЕГЭ. ОЧП собеседовани Вставные е констр. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность-непереходность глагола. Возвратность глагола. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола. Редактирование текстов, литературоведч анализ текстов Спряжение Составление пл глагола, конспекта. правописани е личных оконч. СПП Тест Упражнения на конструировани Правописани е приставок 22 69 25 Причастие как глагольная форма Определение. Признаки глагола и Тест прилагательного. Морфологический разбор причастия. Образование причастий. Стилистика, кул речи: особеннос употребления причастий в реч 70 26 Развитие речи. Лингвистический анализ текста. Определение темы, идеи, проблемы текста. Составление плана. Роль художественных средств, лексические средства. Особенности синтаксиса 71 27 Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях Правописание гласных в суффиксах причастий. Н и НН в суффиксах причастиях Самостоятел Н и НН в Работа с текстом ьная работа суффиксах прилагательн ых 72 28 Правописание суффиксов причастий Н и НН в причастиях Правописание гласных в суффиксах причастий. Н и НН в суффиксах причастиях Работа в парах с текстом 73 29 Деепричастие как глагольная форма Определение. Признаки глагола и наречий у деепричастий, синтаксическая роль деепричастий. 74 30 Образование деепричастий. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. 75 31 Деепричастный оборот Понятие деепричастный оборот. Условия обособления деепричастий 76 32 Наречие как часть речи Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Синтаксическая роль наречий. Степени сравнения наречий 77 33 Слова категории состояния Морфологические признаки слов категории состояния, лексикосемантические группы слов категории состояния. Степени сравнения. Морфологический разбор. Самостоятел Безличные Анализ текста ьная работа предложения , сложные предложения 78 34 Слова категории состояния как член предложения Защита проекта Защита проекта Н и НН в суффиксах прилагательн ых Орфограммы Стилистика, кул в суф. речи: особеннос употребления деепричастий в Самост. работа 23 Служебные части речи (24 часа) 79 1 80 2 81 3 Предлог как служебная Определение. Функции предлога в Самостоятел Правописани часть речи. речи. Производные и ьная работа е наречий непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Морфологический разбор. Составление ус монологическог высказывания н лингвистическу тему. Стилистика, кул речи: уместное употребление Развитие речи. Обучающее сочинение в формате ЕГЭ. предлогов в реч Синонимия Союз как служебная Определение. Служебная функция Самостоятел Синтаксис и Редактирование часть речи. Союзные союзов. Виды союзов. Группы ьная работа пукнктуация: предлогов. текстов слова. сочинительных союзов. Группы знаки Стилистика, кул подчинительных союзов. Союзы и препинания речи: синоними союзные слова. Морфологический при антонимия союз разбор союзов. однородных членах 82 4 Развитие речи. Обучающее изложение по учебному тексту 83 5 Правописание союзов Слитное и раздельное правописание союзов. 84 6 Правописание предлогов и союзов Правописание предлогов и союзов Самостоятел Орфограммы ьная работа в окончаниях 85 7 Тестирование в формате ЕГЭ. тестирование 86 8 Частицы Определение. Функционирование Самостоятел Правопис. в речи. Разряды частиц. ьная работа местоим. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Подготовка связ ответа 87 9 Частицы НЕ и НИ. Их значения и употребление Значение частиц Не и Ни. Употребление частиц Не и Ни. СПП 88 10 Частицы НЕ и НИ. Их значения и употребление Значение частиц Не и Ни. Употребление частиц Не и Ни. Самостоятел БСП ьная работа Составление опорного консп Высказывание с мнения по поставленной проблеме. 89 11 Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи 90 12 Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи Самостоятел Соглас. в ьная работа корне Тестовые задания Отриц. и неопред. мест. Определение те идеи текста, выделение проб Самостоятел ьная работа 24 91 13 Зачет по теме «Служебные части речи» 92 14 Развитие речи. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ. 93 15 Анализ сочинения. Коррекция и систематизация знаний. 94 16 Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. 95 17 Контрольная работа по темам «Самостоятельные и служебные части речи» 96 18 Анализ контрольной работы. Коррекция и систематизация знаний. Развитие речи. Обучение сочинению в формате ЕГЭ. Подбор аргументации в сочинении 97 19 Урок-зачет Самостоятел ьная работа Междометия как особый разряд слов. Типы междометий по происхождению и структуре. Переход междометий в разряд знаменательных слов. Морфологический разбор междометий ОЧП Высказывание с точки зрения 98 20 Контрольное тестирование в формате ЕГЭ (итоговая диагностика) 99 21 Анализы теста.. Систематизация и коррекция знаний Определение темы, идеи, проблемы текста, выделение микротем, подбор аргументации, составление своих текстов, написание части сочинения части С ЕГЭ. 100 22 Развитие речи. Средства художественной выразительности. Анализ текстов, выявление художественных средств выразительности. Тестовые задания лексические Анализ средства, художественны синтакисческ текстов ие средства выразительно сти 101 23 Развитие речи. Средства художественной выразительности. Анализ текстов. Анализ текстов, выявление художественных средств выразительности. Тестовые задания лексические Анализ средства, художественны синтакисческ текстов ие средства выразительно сти 102 24 Итоговое занятие. Разговор по кругу. Определение пр лемы текста, выделение микр подбор аргументации, монологические ответы 25 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Технические средства обучения Компьютер Примеры работ при использовании компьютера: редактирование (взаиморедактирование); создание текста, его коллективное обсуждение; создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности; различные виды анализа текста просмотр и прослушивание отрывков художественных произведений в актерском исполнении др. При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Учебно-методические средства Литература для учителя 1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996 2. Алгазина Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М., 1962. 3. Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник») – С.-П., «Тригон», 1997. 4. Анисимов Г. А. О классификации речевых ошибок // РЯНШ. 1989. № 3. 5. Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях // РЯШ. 1998. № 3. 6. Балакай А. Г. Русский речевой этикет и принципы его лексикографического описания. АДД. Орел, 2002. 7. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов.— 11-е изд.— М., 2007. 8. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М. Т. Баранов.— 4-е изд.— М., 2006. 9. Валгина Н.С., Светлышева Орфография и пунктуация. Справочник. – М., Высшая школа, 1994. 10. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. – М, Новая школа, 1996. 11. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М., Просвещение, 1996. 12. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. 13. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997. 14. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. М., 1988; Они же. Книга о хорошей речи. М., 1997. 15. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М, 1987. 16. Горбаневский М. В., Караулов Ю. Н., Шаклеин В. М. Не говори шершавым языком. М, 1999. с. 171174. 17. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989 18. Граудина Л. К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. 19. Гребенкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. М., 1984. 20. Грушевская М. И. Ошибки школьников при конструировании словосочетаний и предложений // РЯШ. 1989. 21. Единый государственный экзамен. Научные основы, методология и практическая организация эксперимента: Сб. статей / под ред.В.А. Болотова. – М.: Логос, 2002. 22. Жедек П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск, 1992. 23. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. B. П. Жуков, А. В. Жуков.— 5-е изд., перераб. и доп.— М., 2005. 24. Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1978. 26 25. Иванова. Экзаменационные ловушки – Самара, 2009. 26. Ипполитова Н.А. Культура русской речи. М., Флинта, 2004. 27. Капинос В.И. Изложение с элементами сочинения. М., 1992. 28. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. – М.: «Уникум - Центр», 2004, 2005,2006 29. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., Львова С.И. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. – М.: «Уникум - Центр», 2004, 2005,2006 30. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Львов В.В., Львова С.И. Материалы для проведения зачета: Русский язык. – М.: «Уникум - Центр», 2004, 2005. 31. Ковтунова И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976. 32. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. Изд. 3-е. М., 1993 33. Концепция оценки достижения учащимися требований общеобразовательного стандарта. / Кол. авторов под рук. В.С. Леднева/. – М.: Изд-во РАО, 1993. 34. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. 35. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с. 36.Лапатухин М. С. Школьный толковый словарь русского языка. М. С. Ла-патухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; под ред. Ф. П. Филина.— 2-е изд., дораб.— М., 1998. 37. Лекант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В. В. Леденева.— 3-е изд.— М., 2006 38. Леонтьев М. И. Орфографические ошибки учащихся и борьба с их повторением. М., 1963. 39. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно: Кн. Для учителя.- М., «Московский Лицей», Брянск «Курсив», 1997. 40. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М, 1988; 41. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов.— 8-е изд., испр. и доп.— М., 2006 42. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. – СПб.: Образование и культура, 1996. 43. Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы. – М., ВАКО, 2010. 44. Михайлов М. М. О классификации ошибок в письменных работах учащихся. М., 1963. 45. Одинцов В. В. и др. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова.— 8-е изд.— М., 2006. 46. Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980. 47. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М., 1986. 48.Панов Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Б. Т. Панов, А. В. Текучев.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991. 49.Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. 3. А. Потиха.— 2-е изд.— М., 1998. 50. Рогожникова Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.)/Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская.— М„ 1996. 51. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск, 1994 52. Розенталь Д. Э. Культура речи. М., 1960; Он же. Практическая стилистика русского языка. М., 1985. 53. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997. 54. Русский язык. Пособие для факультативного курса. Под ред.А.В. Баранцева. – М., «Высшая школа», 1994. 55. Ручина Л.И. Диктанты на «отлично» - Нижний Новгород: «Братья славяне» и «Три богатыря», 1997. 56.Семенюк А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина.— 3-е изд.— М., 2006. 57.Сенина И.Н. ЕГЭ по русскому языку-2013. Тесты. – М., «Дрофа», 2012 58. Светлышев Д.С., Гольдин З.Д. Русский язык: Учебное пособие. – М., «Высшая школа», 1992. 59. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991; Он же. Стилистика текста. М., 1997. 27 60. Тимофеенко Н. Страна Лингвиния. – М., «ВЛАДОС», 1995. 61. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. A. Н. Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 199. 62. Уемов А. И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М., 1958. 63.Ушаков Д. Н. Орфографический словарь/Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— 41-е изд.— М., 1990. 64. Фигуровский И. А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М., 1961. 65. Фоменко Ю. В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников // РЯШ. 1973. № 1. 66. Формановская А. И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982; Хорошая речь. Саратов, 2001. 67. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва,— М., 1997. 68. Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1997. 69. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Изд. 2-е. СПб., 1997. Литература для учащихся 1. Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник») – С.-П., «Тригон», 1997. 2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов.— 11-е изд.— М., 2007. 3. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М. Т. Баранов.— 4-е изд.— М., 2006. 4. Валгина Н.С., Светлышева Орфография и пунктуация. Справочник. – М., Высшая школа, 1994. 5. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. – М, Новая школа, 1996. 6. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М., Просвещение, 1996. 7. Лапатухин М. С. Школьный толковый словарь русского языка. М. С. Ла-патухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; под ред. Ф. П. Филина.— 2-е изд., дораб.— М., 1998. 8. Лекант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Ле-кант, В. В. Леденева.— 3е изд.— М., 2006 9. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов.— 8-е изд., испр. и доп.— М., 2006 10. Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы. – М., ВАКО, 2010. 11. Одинцов В. В. и др. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова.— 8-е изд.— М., 2006. 12. Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980. 13. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М., 1986. 14.Панов Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Б. Т. Панов, А. В. Текучев.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991. 15.Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. 3. А. Потиха.— 2-е изд.— М., 1998. 16. Рогожникова Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.)/Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская.— М„ 1996. 17. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск, 1994 18. Розенталь Д. Э. Культура речи. М., 1960; Он же. Практическая стилистика русского языка. М., 1985. 19. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997. 20.Семенюк А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина.— 3-е изд.— М., 2006. 21.Сенина И.Н. ЭГЭ по русскому языку- 2013. Тесты. – М., Дрофа, 2012 22. Светлышев Д.С., Гольдин З.Д. Русский язык: Учебное пособие. – М., «Высшая школа», 1992. 23. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991; Он же. Стилистика текста. М., 1997. 24. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. A. Н. Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 199. 28 25. Уемов А. И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М., 1958. 26.Ушаков Д. Н. Орфографический словарь/Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— 41-е изд.— М., 1990. 27. Фигуровский И. А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М., 1961. 28. Фоменко Ю. В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников // РЯШ. 1973. № 1. 29. Формановская А. И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982; Хорошая речь. Саратов, 2001. 30. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва,— М., 1997. 31. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Изд. 2-е. СПб., 1997. 29